Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

17.01.2019 09:44 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 17.01.2019 г.

Мы должны стать необходимыми этой земле!

Автор: Екатерина ГРЕШИЛОВА

В ноябре минувшего года отметила юбилей известная и уважаемая женщина Ольхонского района, Почетный гражданин, Ветеран труда, Отличник просвещения РСФСР и Заслуженный учитель РФ, обладатель именной медали «Директор года России» (руководитель) и Почетной грамоты Совета Федерации РФ Галина Протасовна Хамарханова. Она – человек, который болеет за свою малую родину, чтит традиции и верит в лучшее. С Галиной Протасовной мы поговорили о том, что ей близко и что так актуально сейчас: местном самоуправлении, экологии Байкала, просвещении и сохранении бурятской культуры.

- Смогли бы Вы работать главой ШТМО в современных правовых условиях?

- Да. Смогла бы, если скинуть хотя бы годков десять. А насчёт условий. Условия были тяжёлее в 90-ые, когда рухнула держава СССР и началось становление нового капиталистического государства. Тогда было не только тяжело, а страшно: в некоторых многодетных семьях одна корова, приусадебные участки заброшены (семенной картофель отсутствовал), работы нет, зарплаты нет, культурно-социальные учреждения рушились (даже некоторые помещения использовал под ночлег КРС). Самое главное – дети-подростки были не у дел, резко увеличились правонарушения и преступления. В те годы мэр Ольхонского района Н.М. Мотошкин и вместе с ним главы сельсоветов (позднее — поселений) справились! Сегодня что люди (избиратели) стали жёстче спрашивать? Нет, порой, мне видится большее равнодушие, потому стало легче жить в плане материального обеспечения. Что может мешать главе работать? Организуй людей, выявляй наболевшее, пиши проекты, составляй сметы, защищай их, где следует это делать. Можно без конца перечислять. Работы уйма!

Скорее всего, это касается запрещения строительства. Это не безысходная ситуация; безысходная – это смерть. Но, зная нашу историю, кто-то из старшего поколения обязательно скажет: разве не смерть запретить строить дом детям, внукам на исконной земле – значит выдворить наследников. Такое было в годы репрессий: семьями изгоняли, мужчин расстреливали. Было такое и перед Великой Отечественной войной и после неё с крымскими татарами, поволжскими немцами, с прибалтийскими латышами и эстонцами (последних ссылали к нам, в район) и другими этносами. Было такое и в Гражданскую войну, когда так называемые «белые» бежали, спасая жизнь, были вынуждены бросить отчизну. Но! Всему дана справедливая оценка, народы, семьи, люди восстановлены в правах! Не может правительство желать изгнания древнего прибайкальского народа. Думаю, эта жёсткая мера связана с несоответствием существующих застроек нормативным законам, отсутствием генпланов населённых пунктов. Особенно это касается ЦЭЗ. Скорее надо навести порядок! И без финансовой, деловой поддержки областного правительства и правительства РФ не обойтись. Да и почему они должны стоять в стороне! от своего народа?! Написание протестов это хорошо, но без приведения в должный порядок жилищного строительства, думаю, протестов будет недостаточно. И протесты должны охватить всю акваторию оз. Байкал так же, как и наведение порядка в строительстве. Нужны совместные действия всех прибайкальских районов. Как видим: это долгая, кропотливая, неустанная работа, где, действительно, надо работать не покладая рук. Манны небесной не надо ждать, её не будет.

- Что вы думаете о Байкале? Как можно сделать так, чтобы местное население не ущемлять и Байкал сохранить?

- Постановление Правительства №643 касается любого гражданина, проживающего на территории ЦЭЗ, не только бурятов (если под «местным населением» подразумевается бурятский этнос), но всех поголовно. Пока с насиженных мест никого не выгоняют. Оспаривать необходимость защиты Байкала от антропогенного нашествия никто не будет. Байкал (в менталитете бурятского народа – одушевлённое явление, более того — «отец») уже не может жить в угоду человеку: рыбы нет, зверя лесного нет, почвенный покров земли рушится, леса уничтожаются. Скорей, буряты менее всех в разрушении виноваты. Необдуманное отношение к экосистеме Байкала началось с 70-х годов, когда в каждой бухточке заливов Малого моря и Большого строились кошары, и до 30-х тысяч овец плескалось и гадило в прозрачные воды озера; по всему побережью вытаптывался овцами хрупкий травяной покров. Спохватились: создали Прибайкальский национальный парк. Далее — ещё хуже. Страна рухнула, жить не на что; и ринулись к «хлебному месту», как когда-то в годы Гражданской войны — к Ташкенту, теперь — к Байкалу.

И если хотим здравствовать на земле предков, нам надо уйти от потребительского отношения к жизни, даже изменить уклад. Иначе, выхода нет. Мы, именно мы, должны стать необходимыми этой земле! Просто жить не получится. Позиция: «моя хата с краю» — не пойдёт!: тогда сбудется предсказание Варнашки. Надо самому народу («под лежащий камень вода не течёт») собраться родами, улицами, сёлами и выработать тщательную «Программу жизни в условиях ЦЭЗ», и не на один год, возможно, на десятки лет. Привлечь специалистов, учёных, согласовать с государством. Иначе обязательно придут другие (тяжело обо всём этом говорить), которые смогут и станут необходимыми этой земле, а не мы (тысячелетняя миграционная история Прибайкалья подтверждает и такое развитие). Ещё раз хочу сказать: одними протестами проблему не решить! Бесполезно, потому что это касается дальнейшей жизни священного озера.

- Вы являетесь просветителем, несущим в массы информацию об историческом прошлом бурятского народа. Как Вы пришли к этой миссии, и какова ее главная цель? Что есть в планах на будущее в этой деятельности?

- Книга «В поисках истоков моего народа» — это моя лепта в защиту озера, в защиту жизни прибайкальского этноса. По крови я шаманского рода (боо утха), в замужестве представляю линию «большого ворона» (ихэ хэрээ утха). Видимо, пришла пора исполнять своё непосредственное предназначение — просветительскую деятельность (хотя, думаю, это делала всю сознательную жизнь, на Крайнем Севере в течение 20 лет одна из общественных нагрузок — лектор районного общества «Знание»). И очень коротко об истории…

У Байкала в результате миграции племён и тысячелетнего смешения народов в завершающей фазе древнекаменной эпохи сформировался новый расовый тип, свойственный только Прибайкалью. Академик А.П. Окладников сформулировал это смешение народов в концепцию: «В Прибайкалье в результате смешения племён созрело единое новое ядро Сибири. Народы, проживавшие здесь до нашей эры, внесли определённый вклад в генофонд ангаро-байкальского населения последующих эпох». В этом ядре и зародыш будущих бурятских племён. В следующие тысячи, сотни веков продолжало происходить ассимилирование, метисация племён — шло дальнейшее формирование байкальского расового типа. Уже вырисовывались народы, государства, имена. Всё чётче проявлялась родословная прибайкальского народа, сильного, мужественного, мудрого.

Надо непременно передать эти знания одноплеменникам, особенно — детям. С огромным удовольствием общаюсь с взрослыми района, области и, конечно, с учащимися школ района. Восхищаюсь и радуюсь интересу наших детей к истории рождения бурятского народа: столько вопросов, столько любознательности. Очень надеюсь, что знание истории родного народа поднимет интерес к изучению родного бурятского языка и желание жить, работать непременно на родной байкальской земле. Подготовила к изданию книгу для взрослых и второе издание книги для учащихся (в 2019 году можно будет с ними познакомиться). Хотела бы продолжить чтение лекций в клубах, школах района. Есть ещё задумки…

- От редакции газеты, многих наших читателей поздравляем Вас с прошедшим юбилеем и желаем Вам бодрости духа, здоровья и прекрасного настроения! Ждем Ваши публикации на страницах нашей газеты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

72