О тех, с кого началась наша жизнь
Данность тех или иных черт характера любого индивида, его успешность — это и есть утха (предназначение), данное генетически человеку не только от отца и матери, порой от всего рода (соло), проживающего в данной, определённой местности сотни, десятки сотен лет. И надо вслушиваться, всматриваться в судьбу окружающих людей, вдумываться: ведь здесь и есть истоки нашей настоящей и будущей жизни.
Бурлаев Протас Бужинаевич (боо утха) — солдат, вернувшийся домой, учитель
Протас Бужинаевич родился 1921 году в многодетной семье, но остался один. Возможно, поэтому любил лирические стихи и сам неплохо сочинял. Хорошо, наизусть, читал «Евгения Онегина». Смотреть на него во время этого исполнения было невероятно приятно: высокий, красивый, голова поднята, голос звучит проникновенно. И сам казался героем пушкинского романа. Работал до войны бухгалтером и учителем в Чернорудской семилетней школы. Призван в 1941 году в РКА. Вернувшись в 1946 году с войны на родину, работал сначала секретарём Чернорудского булсовета, затем учителем трудового обучения, рисования и черчения в Чернорудской семилетней школе. В семье сохранилось высокое уважение к учительскому труду (учитель – тот же шаман). В 1957 году потребовали учительский диплом — уже полного среднего образования было недостаточно. В стране создавались потребительские кооперации, и по рекомендации райкома партии он перешёл в торговую кооперацию, прошёл очно-заочное двухгодичное обучение в учебно-курсовом комбинате облпотребкооперации по специальности – «руководящий работник потребкооперации». И начал осваивать иную деятельность: работал в должности заведующего торговым отделом, впоследствии 16 лет — председателем Чернорудской сельской потребительской кооперации, вплоть до гибели. Чернорудское сельпо в годы его работы руководителем стало лучшим в районе: по торговым показателям, по ассортименту товаров и услуг ничем не уступало районному центру. Двое из восьми продавцов Чернорудской потребкооперации в период его работы руководителем были удостоены звания «Отличник советской торговли СССР».
В любой работе он всегда был одним из лучших. Любимым увлечением стало рисование, особенно удавались портреты. Трижды до ВОв поступал в Иркутское художественное училище, и только на третий раз, в первый год войны, стал студентом и ушёл на войну. Но несмотря на то, что он не имел профессионального художественного образования, именно ему в первые послевоенные годы поручили портретное изображение вождей марксизма-ленинизма: К.Маркса, Ф.Энгельса, Ленина, Сталина и руководителей Советского государства: Ворошилова, Кагановича, Маленкова и прочих. Эти портреты украшали общественные места и школы Ольхонского района, а также их несли на демонстрациях и митингах в День Победы и годовщину Октябрьской революции. Когда же отпала надобность рисования портретов (появились печатные плакаты), он с удовольствием отдался другому увлечению — работе с деревом. Вообще, про Протаса Бужинаевича говорят как о талантливом человеке, как о мастере с «золотыми руками». Сработанная им мебель живёт пятьдесят и более лет. Комоды, стулья со спинкой, зеркальные гардеробы, круглые раздвижные столы — вся мебель отличается такими высокими качествами, как долговечность и красота. Но кому-то Протас Бужинаевич более известен как превосходный охотник и рыбак. Бывало, рассказывают друзья-охотники, они добудут одного зверя, а он – двух. Ходил на рёв изюбра, на медведя, ставил капканы и добывал лису и зайца. Но особенно любил белковать. Был заядлым рыбаком и нерповщиком
Первым на деревне купил двухколёсный мотоцикл — ИЖ-49, лучший советский мотоцикл. Для деревни 50-х годов прошлого столетия явление было удивительным: ревущий двуногий зверь мчался вперегонки с конём – всё как у Есенина. Потом были трёхколёсные мотоциклы «Урал».
Протас Бужинаевич был великий трудяга: его день начинался, независимо от зимы-лета, полпятого утра. До полдевятого то ли столярничал, то ли шёл на охоту, то ли рыбачил, то ли рисовал, то ли занимался личным подсобным хозяйством — всем тем, что было любимым делом и приносило дополнительный заработок к семейному доходу. К девяти часам — на основной работе. Вечером — снова за работой. Потому всем трём детям дал высшее образование, купил в г.Иркутск большой деревянный дом.
В семье отца очень уважали. Свято чтили родителей отца, которые жили с семьёй сына. Жена русская, но эта была прекрасная бурятская семья: с бурятскими обычаями, бурятским укладом, с лёгким налётом русского, с прекрасным бурятским языком. Бурлаев Протас Бужинаевич — один из солдат-воинов, вернувшихся домой с фронта, создавших семью и продолживших родовое древо ольхонских бурятов — древнего рода хори-бурят, галзут соло, боо утха – был глубоко верующим человеком, почитающим прекрасную, сильную землю Байкала, истории и легенды великого народа.
Сын слепого шамана, художник, поэт, столяр-краснодеревщик, строитель, рыбак и охотник, учитель и председатель сельской потребкооперации — так крепко переплелись в нём творческие способности и деловая хватка.
Учитель
Памяти моего отца и всех учителей-фронтовиков
Ушёл на фронт учитель с классом выпускным…
И гибли на глазах его в бою смертельном Его ученики.
И плакал он, мальчишек хороня,
И клялся, что с войны вернувшись,
Войдёт он в класс и вновь
Учить начнёт мальчишек
Своей святою кровью святую землю защищать.
Когда же он, учитель, в штыковой, не встал с окопа,
Солдат, что хоронил его, сказал: «Хочу детей учить,
Как надо жить, чтоб не было войны,
Как самозабвенно, до боли в сердце, родину любить,
Чтоб всякий мой ребёнок сильнее вдвое, втрое стал
Ушедших на войну солдат. Клянусь! — сказал солдат —
учить детей я буду!»
И засмеялись звёзды.
И радостно вода Байкала волной взмахнула.
И улыбнулась мать-земля:
«Святое дело — Учить детей —
в России будет вечным!».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.