Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

08.10.2020 10:25 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 08.10.2020 г.

Солбон Лыгденов: Ольхон – уникальное место

Автор: Екатерина ГРЕШИЛОВА

Команда режиссера фильма «321-я Сибирская» посетила Ольхон со съемками клипа.

На минувшей неделе два дня в нашем районе проходили съемки клипа «Боевой ехор». Клип будет необычный. Его главная цель — поднять дух наших мужчин — воинов, защитников, охотников. Во всей съемочной группе только и разговоров, что о всякого рода оружии и боевых единоборствах. Кто они и что снимают, о своем творчестве и отношении к Ольхону нам рассказал сам режиссер Солбон Дондокович Лыгденов.

— Мы заканчиваем съемки клипа Ольхоном — священным местом, питающим энергией, — рассказывает о клипе Солбон Лыгденов. — Мы снимали во всех энергетических, святых местах для бурят — в Алханае, возле Меркитской крепости в Бурятии, в Тункинском районе возле гор Буха-Нойон, Бурхан Баабай Шаргай ноён, на горе Мунку-Сардык, в Нукутском районе. Клип будет длиться девять минут, три минуты мы даем Ольхону. Видеоряд будет сопровождаться музыкой и пением бурятских артистов, будет, конечно же, ехор. В клипе показывается Хара моритон (бур.: черные всадники) – стиль единоборства, бурятская родовая система боя.

— Как называется компания, которая ведет съемки этого клипа?

— Съемки клипа осуществляются при участии компании «Sayner» (монг. «благородный муж»). Это компания каскадеров. В составе съемочной группы есть бывший солист театра «Байкал», артист цирка Дюсалей, тренер по тхэквондо, тренер по ножевому бою. Клип будет выпускать кинокомпания МонУла Филмз (г. Улан-Удэ).

— Мы все с нетерпением ждали в этом году премьеры вашего фильма-эпопеи «321-я Сибирская». Скажите, когда фильм появится на экранах кинотеатров?

— Пока, из-за пандемии, мы ничего не знаем. Сейчас наш фильм, можно сказать, один из немногих российских фильмов, проходит домонтаж в столице мировой киноиндустрии Голливуде, на базе кинокомпании Парамаунт Пикчерз Корпорэйшен. Надеемся, что в скором времени состоится мировая премьера нашего фильма.

— Как и где проходили съемки 321-й?

— Мы снимали четыре года, в полевых условиях, постоянные взрывы, мороз, но очень все было интересно! Пришлось во многих вещах научиться разбираться. Было очень интересно работать с простыми людьми. Основные съемки прошли в Свирске и Нукутском районе. Мы снимали в Ново-Селенгинске, Еравнинском и Иволгинском районах Бурятии, в Забайкальском крае. Нам очень помог Александр Урбагаев, фермер из Нукутского района, ставший нам большим другом.

— Вы стали известны в нашем районе по фильму «Булаг». Очень он тронул ольхонцев. Известно, что Вы сняли фильм «Булаг‑2». О чем он?

— Да. Если в фильме «Булаг» мы поставили социально острые проблемы, то второй фильм ставит уже другие, невидимые сразу, проблемы, связанные с современным миром. Это урбанизация, ассимиляция. Премьеру, опять-таки из-за пандемии, мы пока не делаем.

— Вы известны у нас на Ольхоне еще и тем, что подарили району картину с изображением нашего героя Семёна Батагаева, которая сейчас украшает одноименный паром. Почему Вы его нарисовали?

— Я художник. Я нарисовал всех бурятских героев Великой Отечественной войны. Сначала — героев Советского Союза, потом полных кавалеров Ордена Славы, есть много непризнанных героев, сейчас я собираю про них архивный материал. В перспективе есть желание издать книгу или альбом с короткими рассказами о них.

— Когда Вы побывали на Ольхоне впервые?

— Меня приглашали на показ фильма «Булаг» в 2014 году, но мы не успели приехать сюда. Ольхонцы нас потом просто пригласили в гости. С того момента я и знаком с Ольхоном. Мое первое впечатление, что ты находишься на земле огромной энергии: есть эмоции — это первое, есть вдохновение, что очень важно — хочется творить, появляются мысли: исторические, мысли о будущем. Сначала был «культурный шок» от увиденного — разнообразного ладшафта — здесь и тайга, и лес, и степи, и море, и скалы… Идеальное место для съемок! От разнообразия и самого рисунка ландшафта здесь создается такая мощная энергия, которая воздействует на пространство. Восприимчивый человек, когда он видит некое масштабное, самой природой созданное, испытывает преклонение перед всем этим. Визуальная красота очень важна, когда ты наслаждаешься каждым лучом света, каждым сезоном, каждым временем суток, и каждый раз это все происходит по-разному.

— Сейчас, когда Вы уже не единожды бывали в наших краях, что Вы думаете о нашем Байкале?

— За все годы я прихожу к мысли, что экология должна быть на первом месте. Эпоха потребительская подходит к концу. Казалось бы, человек прогрессирует, а по сути, просто потребляет огромную энергию, а выключи электричество — и прогресса не будет. А это значит, что это — не прогресс, это — регресс. Все существующие «естественные» вещи уничтожают саму сущность человека — способность творить, созидать, оберегать. И наши места заставляют нас задуматься, как их оберегать, дать возможность другим людям посмотреть их, но ни в коем случае не загрязнять, не уничтожать, не копать, не добывать. Нам природа дала огромную возможность находить энергию не из земли, не из углеводородов — она дает нам солнце, она дает нам ветер, она дает нам воздух. И главное, что человек созидающий сам по себе генерирует энергию. Здесь, на Ольхоне, осознаешь, что жить только для себя — это уже моветон. Жить для общества, для будущего, для природы — это очень важно. Я думаю, что все разработки новых экотехнологий должны начинаться на Ольхоне. Понятно, что существует лобби потребления, не дающее новым дешевым источникам энергии прийти к нам, но у нас есть главный ресурс, необходимый всему человечеству — вода. С каждым разом это действительно становится все актуальное, потому что есть производство. И там, где оно развивается, возьмем Юго-Восточную Азию, ухудшается экология и загрязняется вода, что грозит эпидемиями и тем, что те люди начнут искать территории с чистой водой.

— В связи с событиями, происходящими в последнее время вокруг Байкала, чтобы Вы хотели сказать всем ольхонцам и нашим читателям?

— Очень сильно хочется сказать людям, что при грамотном подходе и неравнодушии мы в силах сохранить, что мы имеем, для наших потомков, для мира. Равнодушие — страшный наш бич. Нужно быть активным на современном этапе, участвовать в политической, социальной жизни и всегда активно выражать свое мнение против неправильных указов, законов, каких-то правил, потому что нам могут навязать все, что угодно, если мы будем просто так сидеть, нашими голосами будут пользоваться и, в конечном итоге, окажется, что мы не на своей земле живем, окажется, что мы здесь права никакого не имеем: не сходить ни туда, ни сюда, ни дом поставить. И мы вынуждены будем отсюда уехать, но в другом месте может не оказаться природы, красоты, хорошей воды. Будьте социально активными!

— В завершении нашей беседы расскажите немного о себе.

— Родился я в селе Хотогол Тункинского района, отец работал там директором школы, потом мы переехали в Монды, отец там стал директором школы. Отец — заслуженный учитель РСФСР. Семья у меня большая, я самый младший. У меня четыре старших брата и три старших сестры. Мама занималась нашим воспитанием. После школы учился в Улан-Удэнском педучилище на художественно-графическом отделении, ушел в армию. В 90-е годы работал художником на Бурятской ГТРК, в 1997 году открыл свою студию компьютерной графики. В этом же году поступил во ВСГАКИ, на факультет театральной режиссуры. В начале нулевых годов я уехал в Москву работать на киностудии художником. После некоторого времени решил все-таки вернуться. И хотя я живу в Улан-Удэ, я продолжаю работать на многих московских киностудиях. Но сейчас я больше занят своими проектами.

— Спасибо большое за интервью! Желаем Вам дальнейших больших успехов и с нетерпением ждем премьеры Ваших фильмов и нового клипа!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

65