Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

27.08.2020 09:58 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 27.08.2020 г.

Отрывок из книги «Жизнь прожить – не поле перейти» Н.М. Ревякина. Эпизод пятый.

Я был одним из пятерых, направленных в военный эвакогоспиталь, в город Иркутск. Прибыли мы туда, как говорят, «доходягами», т. е. очень истощенными, а питание в госпитале было совместное — врачи и команда госпиталя. Мы быстренько подправились. Ко мне как-то по особому относилась заведующая буфетом (назовем её так), некая Подгайная. Она меня подкармливала, т. к., видимо, выглядел я хуже всех. Дело было к весне. Нас дней десять нагружали разными работами по госпитальному хозяйству, а больше всего приходилось очищать дворы, помойные ямы и т. п.

Из раненых солдат создали команду — человек двадцать выздоравливающих — и направили на добычу рыбы на Байкал. Меня и Брянского Степана, как прибайкальских жителей, отправили с этой командой. Снабдили примерно месячным пайком питания, палатками, в общем, всем необходимым для житья на берегу озера.

Был у нас небольшой невод «ручной тяги», работающий через закрепленные на берегу вороты. Бригадиром назначили чернорудского бурята, Баранова Алексея, а расположились мы в заливе Хулы, около Кобыльей Головы и пролива Малые Ворота, который позволяет попадать сразу из Большого Моря в Малое.

«Хулы» — слово бурятское, в переводе — «раскинутые человеческие ноги». Улов был плохим: что добывали, того хватало только на питание, а в бочку для посола ничего не попадало. Солдаты же, живя на берегу Байкала, дыша чистым воздухом, наслаждаясь прозрачными солнечными днями и хрустальной чистотой байкальской воды, быстро набирали силы. Плохо было только то, что они съедали много омулевой ухи: без привычки начинался понос. В этом случае я становился лекарем: шел в степь и собирал головки травы «красноголовника-краснокровавика» (народное название), подсушивал, запаривал и угощал этим отваром страдающих — и всё, говорят, как рукой снимало.

Рыба рыбой, консервы консервами, но хотелось бы бойцов покормить и свежим мясом. А где взять? Вопрос разрешался очень просто: нужно поплыть на материковую сторону и застрелить копытного дикого животного. Бригадир Баранов и отправил меня да Брянского Степана. Сборы были непродолжительны: взяли по ружью, из плащ-палатки приготовили парус, а ветер как раз шел попутный. Но лодке был маленький «подъездок» с тупой, как обрубленной, кормой и две пары весел. Обогнув Кобылью Голову- это небольшой отрог — и оказались в водах Малого Моря, ветерок расправили наш парус, плащ-палатку, мы поплыли, чуть исправляя направление рулевым веслом.

Самочувствие было великолепное, лодочка спокойно шли сама, создавая еле слышное журчание воды. Направление держали на улус Курма, заселенный с десятком домиков бурят. Улусик этот байкальскими горами прижат к берегу Малого Моря, вблизи от него протекает ручей (из этих же гор), обросший до самого берега Байкала ивняком, а с левой, холмистой стороны он покрыт травой. Вот у подножья такого травянистого холмика и были солонцы, куда ходили лакомиться косули, изюбри, зайцы и другая живность, любящая полизать соленую землю, частенько здесь и заканчивалась их жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

37