Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

05.10.2016 22:23 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 (3805) от 06.10.2016 г.

Бугульдеево колесо времени

Автор: Юлия Мамонтова

Фото Антона Климова, Baikal.place

Тропы китайских контрабандистов и казаков осваивают пешие и конные туристы

Бугульдейка стоит на середине пути от Листвянки до Малого моря и Ольхона. Но между этими шумными точками притяжения туристов, бугульдейский срединный мир удивляет тишиной. Хотя бы для того, чтобы услышать её, нужно хоть раз добраться до Бугульдейки.

Временные кульбиты Бугульдейки

Собственно, со временем здесь что-то не так. Сначала кажется, что никто никуда не торопится, а ты при этом ничего не успеваешь. Потом оказывается, за короткий промежуток удалось сделать немало,  впереди ещё есть уйма свободных минут и даже часов. Но и это на поверку – обманчивое ощущение. Не успел оглянуться – время истекло.

Беседы порой растягиваются длинной эластичной нитью, и слова на неё нанизываются с трудом. Потом она рвется совсем. И вдруг разговоры начинают порывисто нестись, как табун бугульдейских лошадей.

- Вот Мишкина гора.  Мишка – это не медведь, а шаман. Он совершал обряды, общался с духами этой горы. По легенде там открываются некие врата, и духи оттуда выходят. А ещё когда-то  около подножия горы людей хоронили в  ящиках и засыпали камнями. Считалось, чем быстрее след исчезнет с земли, тем быстрее душа обретёт покой. А мы детьми находили кости и играли с черепами, надевали  их на палки, а в глазницы вставляли подожженные грецкие орехи, — такие страшные сказки-были рассказывает сотрудница экоимения «Заречное», уроженка этих мест Ольга Горюнова.

«Заречное» – не место для шумных тусовок

У самого подножия Мишкиной горы имение и расположилось. Оно занимает территорию бывшей гостиницы бугульдейского леспромхоза, давно канувшего в лету. Иркутский предприниматель Сергей Перевозников вместе с супругой Марией превратили её в эко-отель.  Сейчас ребятня в Бугульдейке уже не играет  черепами, а с удовольствием возится с кроликами, кормит кур и катается на лошадях.

 Мария Перевозникова:

- Некоторые городские дети впервые у нас видят корову, лошадь, кролика, куриц. Здесь ребенок пока идёт утром в столовую завтракать, встречает этих животных, видит цветочек, веточку, и мозг у него начинает работать быстрее, чем в городской квартире. Здесь нет больше никаких баз. И приезжий погружается в атмосферу самой Бугульдейки. В этих местах можно поговорить с собой, услышать себя, сделать паузу в жизненном беге и, если оказался на развилке, подумать, в какую сторону идти дальше. Кроме того, здесь энергетически сильное место. Люди, которые занимаются разными практиками, очень чувствуют это. Они приезжают в Бугульдейку, как за аккумуляторными батарейками и «заряжаются». Есть туристы, которые в течение десяти лет приезжают сюда по два раза в год.

Артефакты, ягоды и мрамор – богатства бугульдеев

Жили в этих краях люди с самой древности. Их следы находят современные историки. Раньше в Бугульдейке была база исторического факультета Иркутского госуниверситета. Несколько лет работал детский археологический лагерь. Собирали подъемный материал и бугульдейские школьники. Скребки и другие древние орудия труда, глиняные черепки времен неолита хранятся сейчас в музее средней школы Бугульдейки.

В бугульдейской земле запрятаны огромные залежи белого мрамора. Карьер, где раньше велась его добыча – одна из главных достопримечательностей посёлка. Ровные массивные выпиленные глыбы даже в сильную жару холодны и величественны.

Спасение мельничного колеса

Время не раз зло шутило над бугульдеями, дарило и вновь отбирало надежду. Сейчас возлагать её приходится на сельское хозяйство и туризм. Первое развивать в  самой Бугульдейке сложно. Здесь ветрено. Мало корма для скота. А вот в деревне Куртун в 27-ми  километрах от посёлка западнее Байкала -  земли плодородные.

В начале прошлого века там стояла водяная мельница. На ней мололи зерно и черёмуху, которой в этих краях – в изобилии. Издавна славились местные черёмуховые пироги с домашней сметаной. А ещё буряты смешивали жирный творог с этой ягодной мукой и замораживали. Лучшего мороженого, говорят, не бывает.

Так вот, много десятилетий простояла куртунская мельница заброшенной в чащобе, пока её не увидел Сергей Перевозников. Он решил, во что бы то ни было спасти «сердце» сооружения – трёхтонное лиственничное колесо. Запланировал установить его на речке Бугульдейке и снова запустить в работу – муку молоть. Эпопея со сбором средств, вырубкой просеки, разными согласованиями, замерами длилась не один год. Энергия Перевозниковых помогла. Мельничное колесо общими усилиями удалось выкатить из безвременья. Сейчас оно находится в «Заречном». Правда закрутиться на речке этой махине пока не удастся. В период байкальского маловодья резко упал уровень Бугульдейки и «сердце» мельницы напоминает арт-объект. Хотя у владельцев «Заречного» на сей счёт другое мнение.

Мария Перевозникова:

 - Это не арт-объект даже. Колесо должно сохраниться. Оно из другого времени, из другой жизни. Мельница набрала свой оборот. Если раньше говорили, что это мельница для «Заречного», то теперь, получается, наоборот, «Заречное» для мельницы. Она становится таким флагманским объектом, вокруг которого может начаться восстановление старого Улуса Бугульдейки, за которым, потянется ещё что-то.

Улус или Старая деревня – заброшенная часть посёлка со старинными домами. Они расположены ближе к берегу Байкала. Есть планы восстановить эти полуразвалившиеся  постройки, сделать их интересными для туристов. Правда по документам они являются памятниками архитектуры, а значит, общение с чиновниками предстоит хлопотное.

Тропой сердца

Пока главная туристическая фишка Бугульдейки – конные туры «Заречного». Есть для начинающих и для опытных наездников. Вокруг полно интересных мест. Например, тропы контрабандистов из Китая, за которыми гонялись казачьи дозорные. Теперь путями казаков – разбойников могут пройти туристы.

Сегодня это Карлос из Ливана со своей спутницей и Ирина – полицейский из Владивостока. На Байкале они в первый раз. Говорят, посмотрели на карте, что Бугульдейка находится где-то посередине побережья Байкала и решили узнать, что это за срединный мир такой. Духов Мишкиной горы не увидели, дверь в потустороннее была закрыта. Зато удалось пообщаться с природой, почувствовать дыхание самого глубокого на Земле озера и хоть ненадолго замедлить бег по кругу житейских забот и проблем.

Екатерина Анисимова, учитель истории:

 - Основную экспозицию школьники создавали сами еще в семидесятые годы. Ходили по домам, собирали старые вещи. Есть старинные маленькие ичиги, пороховница из коровьего рога, ягодный совок из карельской березы позапрошлого века от переселенцев. У нас много ягоды. Есть байкальский эндемик – чёрная кислица. Помогает при высоком давлении и температуре. Редкий экспонат –  большой артельный медный чайник. Ехали люди на рыбалку, на покос – брали с собой. Когда-то здесь были большие рыболовецкие бригады, потом работал леспромхоз. Древесину поставляли на экспорт в советское время. Люди жили хорошо, в классах было больше 30 учеников. А в этом году у нас трое выпускников.

Легенда о зарождении села

По преданию, первым эту особенность местности «раскусил» Алагуй из бурятского племени Булагатов. В 17 веке он жил в улусе Капсал в усть-ордынских степях за десятки километров отсюда.  Однажды Алагуй потерял корову с бычком и отправился на поиски. Он шёл все время на юг и добрался до Байкала. Остановился путник на берегу речки, решил чаю вскипятить, опустил котелок в воду и вместе с ней зачерпнул большого хариуса. Мужчина сварил себе уху, сел, закурил трубку, увидел возле берега свою корову с телком. Задумался Алагуй, понял, что не напрасно завели они его сюда. Вернулся  домой, сказал сородичам: «Там мясо без ножа, дрова без топора, рыба без снасти – богатая земля». Так весь род с пожитками и перебрался к Байкалу. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

690