Сарминские шутки, прибаутки и притчи
Жизнь такова, что со временем многое уходит из нашей жизни, забывается. Но есть ни мало людей, которые свято верят в простую истину о том, что без прошлого нет настоящего, и считают своим долгом сохранить историю родного края. И делают это не только в силу служебных обязанностей, но и по велению души. Земля Ольхонская дала миру ни мало известных талантливых людей, которых мы в детстве слушали, затаив дыхание.
Одним из самых интересных жанров в устной народной поэзии бурят, как, и впрочем, любого народа, являются легенды и мифы. Одни дошли до нас в незначительном количестве в отрывках, другие более полно, как памятники духовной культуры. В подтверждение хочу предложить оставшиеся в памяти моей Сарминские шутки, прибаутки и притчи.
Материнский и отцовский сын
В 1930 году в Сарме образовался колхоз. Одна женщина с мужем рассуждают: «Мы с тобой в колхоз не пойдем, пусть наш сын вступает в колхоз».
- А начальство такое одобрит? — сомневался муж.
- Ты сходи все разузнай и договорись! – наказала жена.
- Хандрашка, ты знаешь по какому поводу я пришел?
- Если скажешь, то узнаю, – говорит председатель колхоза Хандрашка Асалханов.
- Я с женой в колхоз не буду вступать. Сына нашего забери.
- Почему одного сына?
- Сын в домашнем хозяйстве что есть, что нет, одинаково.
Наказание
В прежние времена ольхонские буряты не ели свинину.
А в Сарме самым первым такое мясо попробовал знаете кто? Бадгар.
Когда он ел мясо, то его застукал дядя Батлай.
- Этот дурак, не зная греха, кушает свинину, — воскликнул в сердцах дядя.
- Это я в наказание! — И берет самый большой и жирный кусок, отправляя в рот.
- Что за наказание? — удивился Батлай.
- За то, что свинья вольно прогуливаясь, потравила кормовое колхозное поле, — ответил Бадгар.
Подсказка.
В присутствии инспектора районо учительница проводили урок арифметики в первом классе. К доске вызван ученик Бурушан.
- Сколько будет один плюс один? — спрашивает учительница.
Бурушан растерянно смотрит на класс. Но он видит, как один показывает ему два раздвоенных пальца из-за макушки мальчика по кличке Бохолдой (черт значит).
- Бурушан, так сколько же получится один плюс один? – спрашивает учительница.
- Эбертэй бохолдой (черт с рогами) – отвечает Бурушан.
Первый самовар.
Впервые на сарминскую землю медный самовар с Иркутской ярмарки привез почтенный Бушханай. Всех своих знакомых, родственников пригласил, чтобы досыта напоить чаем из чудо-котла. Сидят на траве перед восьмистенной юртой большущим кругом, ведут оживленную беседу, как может чай свариться без открытого огня.
Вынес хозяин самовар на середину круга. Поставил на землю и объяснил гостям, как в нем чай варится. Цокают языками, качают головами изумленные улусники. И вот уже жена несет в большом деревянном ведре воду, а за ней следом дочка тащит тяжелую танху с углями из сухих и смолистых лиственничных дров.
Хозяйка важно снимает с трубы самовара конфорку, а за нею крышку. И принимается лить в самовар воду.
- Ки-и-и! — Вдруг пронзительно завизжала хозяйка, всполошив и напугав собравшихся на чаепитие. -Тупоголовый! – закричала она на мужа. – Куда же ты глядел?! Посудину-то дырявую купил! Сколько денег даром пропало!
Из крана самовара, весело журча, лилась струя воды. Не знал хозяин, как и не знал никто из собравшихся, что надо кран самовара закрыть. Так и разошлись гости ни с чем. И с тех пор, если кто-либо из сарминских плохо гостил, то говорили: «Как у Бушханая чаю попил».
Что вы почувствовали, прочитав эти строки? Правильно, « И улыбка, без сомненья, вдруг коснётся ваших глаз…». В наше время улыбка большой дефицит. Считаю, что мы должны знать свои корни, свою родословную, обычаи и традиции. И в первую очередь надо прививать любовь к родному краю молодежи, чтобы они гордились своими предками, и историей малой родины, знали родной язык, обычаи и традиции. Такая работа очень нужна и заслуживает всякого одобрения, ведь пока жива память – жив человек.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.