Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

02.06.2016 18:05 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 (2787) от 02.06.2016 г.

Любовь и труд супругов Халбановых

Автор: Владимир Молчанов

Незадолго до «бриллиантового» юбилея известные на весь район труженики вспоминают прошлое и рассуждают о настоящем 

В сентябре далекого 1956 года в Кучулге играли свадьбу. ХантайХалбанович и ЕлманБаднаевнаХалбановы женили своего сына Кирилла, симпатичного, стройного парня, 23-х лет от роду.  По такому случаю запрягли в карету двух коней, на дугах колокольчики, извещающие звоном о том, что жених едет за невестой.

Василиса Баршуева родилась в улусеХалха-Узур, что расположился между Мухур-Булыком и Тонтой. В их семье все дети были красивыми, особенно девочки: старшая Василиса и младшая Лиза. Вот и Кирилл, увидев однаждыкрасавицу,  уже не мог не думать о ней, запала девушка в душу.           Гуляли на свадьбе весело, всем улусом, желали молодым много детей и долгих лет совместной жизни. Добрые люди плохого не пожелают, не посоветуют, возможно, поэтому все пожелания земляков сбылись: Кирилл Хантаевич и Василиса Банаевна  родили шестерых детей, а этой осенью исполнится ровно 60 лет, как супруги живут вместе.

Четверть века без выходных     

- Познакомились мы на рыбалке, хотя и работали в разных колхозах, я в колхозе имени Калинина, а Кирилл в колхозе имени Кагановича, — улыбается Василиса Банаевна. — Во время войны и в  послевоенные годы  все колхозы были рыболовецкие. Рыбачили и  старики, и дети. Так что нам, девчонкам и мальчишкам, приходилось помогать старшим ловить омуль. Тогда его много было. Это сегодня омуля не стало, наверное, весь выловили. После пятого класса, я тогда училась в Еланцах, вновь пришлось заниматься рыбалкой. Надо было помогать родителям, тем более, что в семье было четверо детей. Правление нашего колхоза было в Мухур-Булыке, там были  и магазин,  и начальная школа.

- Мои родители жили в Сахюрте, когда я появился на свет, занимались личным подсобным хозяйством,  - рассказывает Кирилл Хантаевич.- Скоро наша семья вновь вернулась в Кучулгу, на нашу малую родину. Мы каждый день ходили в Чернорудскую семилетнюю школу за четыре километра. С десяти лет рыбачил, как и многие мои сверстники. Шла война, всех мужиков забрали в армию. Приходилось мне на быках пахать – колхоз сеял рожь, получали неплохой урожай, на быках же возили дрова, хотя, конечно, были в колхозе и кони. Окончив шесть классов, пришлось оставить школу. Когда подрос, стал работать водителем. Ездили в город сдавать рыбу, мясо. Помню, мясо возили тушами. Иногда колхозную продукцию сдавали в Усть-Орде. Ездили туда с большим удовольствием, потому что ближе.

Еще в колхозе Кирилл Хантаевич и Василиса Банаевна начали работать чабанами. Для них это было дело новое, овцеводство, как отрасль,  только-только начинало в районе развиваться. Когда же образовался  совхоз «Еланцынский», то овцеводство стало главным направлением в развитии сельского хозяйства. Кирилла Хантаевича назначают старшим чабаном в 1-м отделении совхоза, и семья переезжает в местность Кутул. Здесь вместе с супругой они проработали четверть века, с 1965 по 1990 годы, без выходных, практически без отдыха. Чабаны практически никогда не были в отпуске. Хорошо рядом всегда были дети – первые помощники. А уход за маточными  отарами был особый. Надо было принять ягнят, бережно ухаживать за ними, не допустить падежа, выполнять план не только по выходу ягнят, но и по настригу шерсти. Поголовье овец составляло не менее тысячи голов.  Только благодаря упорному каждодневному труду, дела у чабанов Халбановых спорились. Они стали передовиками сельскохозяйственного производства. Кстати, настриг шерсти составлял в среднем 4 кг с головы, выход ягнят в лучшие годы доходил до 105%.

Кирилла Хантаевича, как и других передовиков производства, приглашали в другие районы, чтобы   делиться накопленным опытом, в Аларский, в Боханский Победитель социалистического соревнования, Кирилл Хантаевич дважды ездил на ВДНХ в Москву, был в Ленинграде.

В Кутуле подрастали дети, был прекрасный дом, выделенный совхозом, была баня, хозяйственные постройки, огромная кошара.

- Мы тогда жили богато, — вступает в разговор Василиса Банаевна. – Действительно, получали своевременно  зарплату, аванс, премиальные за выполнение и перевыполнение плана. Другое дело, что в магазинах в то время не было такого разнообразия, как сейчас, но зато была уверенность в настоящем и будущем. А главное – у людей была работа. Это сегодня в нашем селе работу не найдешь, многие никогда серьезно и не работали, просто негде. Раньше, в советское время, такого не было. А с лодырями и тунеядцами государство боролось, было стыдно сидеть дома и не работать.

К сожалению, когда Халбановы вернулись в Черноруд, они хотели перевезти туда и дом из Кутулика, но дирекция совхоза не позволила это сделать. Что стало с домом и куда он делся, они и сами толком не знают.

Леса повырубили, поля заросли…

Пожилые люди, Кирилл Хантаевич и Василиса Банаевна, честно и добросовестно проработавшие многие годы, удивляются происходящему вокруг. Леса повырубили, реки высохли, поля заросли… А тут еще одна беда – не могут супруги  на законном основании оформить на себя земельные паи, доставшиеся им от совхоза. Федеральная регистрационная служба не регистрирует их земельные участки, старики в недоумении. Почему им, заслуженным людям, ветеранам труда не оформляют их земельные паи? Не оформляют, потому что их земельные участки якобы находятся на территории национального парка.

– Пусть они охраняют природу, — возмущаются  супруги Халбановы, — но зачем ущемлять наши права? Мы всю жизнь живем на этой земле, и вдруг выясняется, что ничего нельзя. Почему мы не можем спокойно оформить документы на положенный нам земельный участок, у нас, получается, какая-то особая территория?

Года четыре назад у Халбановых сгорел полностью дом.

– Случилось это ближе к вечеру, — говорит Кирилл Хантаевич, — я смотрел за телятами, гляжу, в стороне моего дома какой-то туман, оказалось, что это пожар. Потом нам сказали, что причиной пожара стала старая проводка.

Но уже через год был построен большой новый дом, 6 на 12 метров. Конечно, помогли дети и внуки,  особенно сыновья — Вячеслав и Алексей. Вячеслав приехал с друзьями из Улан-Удэ, все парни мастеровые. Сейчас на дом приятно посмотреть, и в самом доме всё сделано под «евро»: стены, окна, двери, пол. Да и в огороде порядок: разбиты клумбы, посажены смородина, облепиха, скоро будет готова к высадке капуста, зазеленел на грядке лук. Одним словом, всё так,  как и должно быть у настоящих хозяев.

Воспитали и вырастили супруги Халбановы шесть детей. В Черноруде живет младшая дочь Оксана, работает поваром в школе. Анна, Ксения и Вячеслав живут в Улан-Удэ, у всех свои семьи. Сын Алексей работает в сельской администрации, Маша живет в Еланцах. Дедушка и бабушка всегда рады приезду внуков, которые часто навещают их.

А совсем скоро, в сентябре, эта большая и дружная семья отметит очередной юбилей – 60 лет совместной жизни Кирилла Хантаевича и Василисы Банаевны, «бриллиантовую» свадьбу. Прямо скажем, замечательное и приятное событие, с которым так хочется поздравить «виновников» торжества и пожелать им дальнейшего семейного счастья и долгих лет жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25