Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

30.11.2023 15:16 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 30.11.2023 г.

Минприроды РФ пытается отменить право собственности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории

Автор: Екатерина Грешилова

Министерство природных ресурсов России подало апелляционные жалобы на решения Ольхонского районного суда о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности. Исковые заявления с требованием о признании права собственности на земельные участки и жилые дома граждан начали подавать в суд в прошлом году. Изначально три исковых заявления подала Ольхонская межрайонная природоохранная прокуратура, более 30 исков гражданам помогла составить уже в этом году Ольхонская районная администрация, 2 иска составили сами граждане. По большинству исков уже вынесены положительные решения – суд право собственности признал.

По такому пути, через суд, граждане признают право собственности на участки и дома, которыми владеют более 15 лет.

Чем же апеллирует Минприроды РФ? Приведем дословные доводы из апелляционной жалобы: «Минприроды России считает, что имеются предусмотренные частью 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены указанного решения в апелляционном порядке.

В силу требований части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным. …

Судом установлено, что спорный земельный участок находится на территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16.11.1972) был принят Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее — Закон об охране озера Байкал), которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия (преамбула Закона об охране озера Байкал), и введено понятие Байкальской природной территории.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 661 «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон» в целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние осуществлено экологическое зонирование Байкальской природной территории.

В соответствии со статьей 2 Закона об охране озера Байкал распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон – центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации о 27.11.2006 № 1641-р подготовлена карта Байкальской природной территории.

На XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию, принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в список участков всемирного природного наследия. Граница центральной экологической зоны совпадает с границами объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал», за исключением 5 урбанизированных промышленно развитых территорий – городов Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск.

Таким образом, спорный земельный участок ... входит в границы объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал».

Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия.

В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, спорный земельный участок ограничен в обороте на основании статьи 27 Земельного кодекса и не может быть предоставлен в частную собственность.

Соответственно, суд первой инстанции не применил подлежащие применению положения статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и пришел к ошибочному выводу о возможности признания права собственности истца на спорный земельный участок».

Минприроды просит отменить решения Ольхонского суда. Однако, как считают юристы, в решении за человеком признается право собственности, а не предоставляется новый участок. Земельный кодекс РФ вступил в силу в 2001 году, Центральная экологическая зона была утверждена в 2006 году. Как известно, закон обратной силы не имеет.

Ситуация, мягко говоря, очень настораживающая. Люди поверили власти в части оформления прав собственности на основании выписок из похозяйственных книг в силу приобретательной давности. Данные в похозяйственные книги были внесены ещё до принятия этих законов. Депутаты Госдумы пытаются как-то размотать клубок проблем Байкальской правовой аномалии, в этом году на Байкал было два визита делегаций из Госдумы. А тут опять такие новости, что федеральная власть хочет забрать у людей их дома и земельные участки. Одна власть, получается, хочет помочь, а другая, наоборот, отнимает всякую надежду на спокойную жизнь в ЦЭЗ БПТ. Только недавно жителям Ольхонского района перестали приходить иски о признании их права на землю отсутствующим, а тут вновь новая волна. В 2017 году пpeзидeнт PФ Bлaдимиp Пyтин в xoдe пpямoй линии зaявил o нeoбxoдимocти измeнeния зaкoнoдaтeльcтвa для oбecпeчeния пpaв гpaждaн, живyщиx нa пpиpoдныx тeppитopияx ocoбoгo peжимa oxpaны. Надеемся, что здравый смысл восторжествует.

5 декабря ожидается проведение совещания у первого заместителя председателя правительство Иркутской области Руслана Ситникова по этому вопросу. В случае положительного рассмотрения апелляционной жалобы и отмены решений Ольхонского районного суда последствия могут быть весьма плачевны в плане самого существования такого понятия, как частная собственность, на берегах Байкала. У людей на сходах с населением возникает резонный вопрос: почему такие города, как Байкальск, Слюдянка, исключены из ЦЭЗ БПТ, а маленькие деревни, такие как Таловка или Тонта, остались? Какой ущерб могут нанести эти населенные пункты, где отсутствует любая промышленность?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

267