Александр Мороев:
Ольхонский район должен развиваться за счет туризма, фермерства и сферы услуг
24 августа первый замести тель мэра Ольхонского района Александр Моро ев вышел на новое место работы в администрацию. И хотя негласно че ловеку на большой должности не обходимо дать отработать сто дней, чтобы подводить итоги и делиться планами на будущее, мы решили это время сократить. Тем более что, не смотря на новую должность, Алек сандр Урбазаевич, что называется, местный. Именно в Еланцах он ро дился и окончил школу, всю жизнь в селе прожили его родители.
Уже после окончания иркутского «политеха» по распределению он попал на работу в Улан-Удэ на ТЭЦ-1, где за 14 лет поднялся до заместителя главного инже нера по эксплуатации. Затем было при глашение на работу в администрацию столицы Бурятии и несколько лет рабо ты первым заместителем главы админи страции самого крупного Октябрьского района Улан-Удэ.
- Конечно, в городском хозяйстве я про работал достаточно длительное время, — признается первый заместитель мэра. — Но последние несколько лет у меня было стой кое желание вернуться на родину. И поэто му, когда мэр Сергей Николаевич Копылов предложил мне эту должность, размыш ления были недолгие. Тем более что на тот момент должность была вакантна.
- Александр Урбазаевич, каковы пер вые ощущения после двух месяцев рабо ты в новой для себя должности?
- Хотя Ольхонский район небольшой, у него есть своя специфика, которая накла дывает определенные проблемы, и их необ ходимо решать, для того чтобы улучшить жизнь наших земляков. По всем параметрам наш район глубо ко дотационный. В целом мы зарабатыва ем только порядка 15% от своих потребно стей, и вряд ли в ближайшем будущем мы сможем зарабатывать столько, сколько тра тим. Это в принципе невозможно, потому что любой бюджет на 85% формируется за счет поступлений от промышленного про изводства. Но у нас промышленности нет и, на мой взгляд, не будет, потому что феде ральный закон «Об охране озера Байкал» фактически запретил нам заниматься лю бым промышленным видом деятельности. Районный бюджет в основном формирует ся за счет земельного налога и налога на иму щество. В дальнейшем появится налог на не движимость. Даже подоходный налог зани мает не очень большую долю в доходах бюд жета. Но вот как раз в этом направлении не обходима планомерная работа по созданию новых рабочих мест.
- В каких сферах?
- Ярко выраженная туристическая направ ленность района уже свершившийся факт, и она неизбежно должна вести к развитию крестьянско-фермерских хозяйств и сферы услуг. К примеру, если вспомнить советские времена, то в нашем районе только поголо вье овец насчитывало 65 тыс. голов. Сегодня — порядка 10 тыс. Примерно такая же ситуа ция, может, чуть лучше, с крупным рогатым скотом. Конечно, сегодня есть прекрасные примеры крепких фермерских хозяйств, ко торые получают субсидии от 10 млн рублей и более. Но, исходя из приведенной статисти ки, хотелось бы, чтобы сельское хозяйство развивалось динамичнее. Ведь кроме уве личения поголовья необходимо создавать убойные цеха и всю цепочку производства от поля до прилавка. Весьма перспективное направление — выращивание всевозможных овощей. У нас все для этого есть — и благодат ная земля, и прекрасная вода, и рынок сбыта, ведь турбазам надо поставлять качествен ную экологически чистую продукцию.
- Что мешает развитию фермерских хо зяйств?
- Если говорить о развитии сельского хо зяйства, то это прежде всего проблема выде ления земельных участков. Большая часть земельных угодий не принадлежит райо ну. Это земли национального парка, агент ства лесного хозяйства. Получить права на пользование такой землей очень сложно, и многие наши земляки уже столкнулись с тем, что при наличии желания трудиться на земле землю эту получить не могут. Сейчас при правительстве Иркутской области соз дана комиссия по земельным вопросам, и мы очень активно в ней работаем. Ведь зе мельный вопрос — это краеугольный ка мень в решении еще одной проблемы райо на — дорог. В марте текущего года вышло по становление правительства РФ об увеличе нии водоохраной зоны озера Байкал от 80 км до 100 км. Фактически весь район попал в водоохранную зону. Но дороги-то стро ить необходимо — с усовершенствованным покрытием по острову Ольхон обязательно, с грунтовым покрытием до Онгурен. Одна ко в северной части района все земли рас положены вдоль побережья Байкала и при надлежат нацпарку. Там просто-напросто даже выделить участок на «тело» дороги большая проблема, а есть места, где скалы подходят прямо к берегу. По закону доро га должна отстоять от уреза воды на 200 ме тров, а там скалы.
- Так постановил федеральный зако нодатель, и что в этом случае делать Оль- хонскому району?
- Я считаю, что надо решать вопросы на уровне области, выходить на Законо дательное собрание региона, чтобы они в свою очередь выходили с инициативами в Государственную думу. Конечно, это процесс не быстрый, но его необходи мо запускать. Ведь с отсутствием дорог в районе остро стоит вопрос о пассажир ских перевозках. Сейчас в реестре муни ципальных дорог у нас значатся 212 км межселенных дорог, то есть дорог меж ду поселениями, за которые обязан отве чать район. И мы подготовили письмо с просьбой передать эти дороги на баланс Иркутской области. В ближайшее время предстоит встреча губернатора Сергея Левченко с мэром района Сергеем Копы ловым, и на ней в том числе планируется озвучить «дорожную» тему.
- Александр Урбазаевич, фактически сегодня район, помимо туризма и сель ского хозяйства,должен делать ставку на развитие малого и среднего бизнеса.
- Да, промышленность для нас закрыта.
- Но разве на этом можно много за работать?
- Для себя и своей семьи — вполне. Во всем мире туризм прежде всего ведет к мощному развитию сферы услуг. Почему у нас должно быть по-другому? Парикма херские, сапожные мастерские, автомой ки, шиномонтажки — услуги во всех на правлениях, насколько хватит фантазии.
- Людям привычнее сетовать на отсут ствие работы, чем создавать эту работу самим себе.
- Вообще потребительское отношение имеет место быть не только в нашем Ольхонском районе, но и в целом по России. Одними уговорами здесь, конечно, не обойдешься, необходимо создавать усло вия для того, чтобы подтолкнуть людей к созданию своего дела. И надо сказать, что на сегодняшний день и районный бюд жет, и областной, и федеральный готовы к тому, чтобы помогать малому и средне му бизнесу. Пожалуйста, придумывайте проект, пишите бизнес-план, приходи те в администрацию, мы открыты, гото вы дать консультацию и выделить сред ства для старта вашего дела. Всем гла вам сельских поселений рекомендовано проводить разъяснительную работу сре ди населения по созданию бизнеса в сфе ре услуг. Если посмотреть, то у нас даже продовольствие все привозное — от хлеба до помидоров. Если освежить память, то наверняка многие вспомнят, как в Тыр- гане жила китайская семья и обеспечи вала все Еланцы овощами. Условно гово ря, сегодня никто не запрещает привезти такую же семью. Но неужели мы сами не справимся?
- Районные власти регулярно получа ют нарекания за мусор, которым так сла вится район. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Как первый заместитель мэра я воз главляю административную комиссию, на которой рассматриваем протоколы об административных правонарушениях в рамках Кодекса об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц. На сегодняш ний день, на мой взгляд, работа налаже на очень слабо. И прежде всего это связа но с экологией, санитарной очисткой на ших поселков, дорог и так далее. Сейчас мы готовим специалистов, которые не наказывали бы людей за нарушения санитарного законодательства, а давали бы разъяснения нашим жителям, предприятиям и учреждениям о необходимости заключения договоров на вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Мы позици онируем себя как туристическая терри тория и должны производить благопри ятное впечатление на приезжающих. Что касается туристов, то тут не все так одно значно. Конечно, они сначала приезжа ют, восхищаются, а потом через интер нет пишут, что тут не убрано и там гряз но... Но ведь мусор привозит не мэр рай она и не губернатор в конкретную бухту и там оставляет. Так ведь? Многое зави сит от нашей культуры, в том числе это и туристов касается. Конечно, есть пробле мы. К примеру, в Шара-Тоготском муниципальном образовании поставили контейнеры для сбора мусора, а областной суд обязал их убрать, поскольку на побе режье не должно быть контейнеров для сбора мусора.
- То есть мусор надо отвозить за 80 км.
- Да,с собой нужно увозить все, ничего не оставляя. Мы сейчас разрабатываем уста новку пунктов временного складирования мусора, но на берегу в водоохранной зоне их не должно быть.
- Не кажется ли вам, что наше зако нодательство бывает порой несколько абсурдно?
- Вполне возможно, но я не берусь су дить от начала до конца. Для этого есть крупные специалисты. На сегодняшний день благодаря волонтерам, которые при езжают из городов, нашим неравнодуш ным жителям мы пытаемся после летнего курортного сезона приводить побережье в нормальное состояние. Но бесконечно так не может продолжаться — за счет эн тузиазма одних разгребать свалки, остав ленные другими.
Ольга АНДРЕЕВА
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.