Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

27.11.2023 06:38 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 23.11.2023 г.

Лексика обрядовой пищи эхиритских бурят

Автор: Виктория Ильинична СЕМЕНОВА
доцент кафедры бурятской филологии Иркутского госуниверситета
Источник: Сборник докладов конференции «Ёрдынские игры – содружество в пространстве Евразии»

Важнейшей частью культурно-бытового уклада жизни человека является пища. Поэтому пищевая лексика принимает активное участие в процессах осмысления и концептуализации явлений действительности. Представления носителей языка о еде, характеристики продуктов и блюд, актуализируемые в пищевом дискурсе, могут нести информацию как прагматического характера, так и мировоззренческого. Данная статья посвящена анализу пищевой лексики, связанной с религиозными обрядами эхиритских бурят.

Как известно, в словарной системе каждого языка выражаются представления людей об окружающей действительности, в ней всегда отражаются особенности жизнедеятельности человека. Еда в жизни человека имеет огромное значение, без нее невозможно само существование людей. Пищевой рацион бурят описывается главным образом в этнографических исследованиях: продукты питания, кулинарные традиции, блюда праздничные, ритуальные и т. д.

Еда и сами процессы, связанные с ее приготовлением, употреблением и т. п. занимают значительную часть человеческой коммуникации и напрямую отражены в языковой сфере. Лексический фонд, называющий категориальные свойства пищи, является богатым источником семантической деривации, результаты которой обнаруживаются в различных тематических сферах, и обладает яркой культурной символикой. Большая часть лексики, связанной с названиями продуктов питания, способами их гастрономической обработки, приемами употребления пищи, относится к исконным словам в любом языке. И, как правило, к одним из древнейших пластов национального лексикона.

Поэтому вполне естественно, что пищевая лексика принимает активное участие в процессах концептуализации явлений действительности. Пищевой код культуры признается одним из базовых в образном осмыслении. Языковые единицы, вербализующие пищевой код культуры, активно используются в современных дискурсивных практиках, присутствуют в текстах различной функционально-стилистической отнесенности. При этом, как отмечают многие исследователи, продукты питания зачастую представляют социокультурные знаки: «...стереотипные представления носителей языка о еде, актуализируемые в разных типах «пищевого» дискурса, соотносятся с определенным набором антонимических противопоставлений, многие из которых сопровождаются оценочными и культурными коннотациями». Характеристики продуктов и блюд, актуализируемые в пищевом дискурсе, могут нести информацию прагматического характера, отражая стереотипные модели пищевого поведения членов данного социума, их привычки, пристрастия, оценки, предубеждения и т. п.»

Иными словами, феномен еды можно определить как важнейшую часть социокультурного уклада жизни человека. Формой социальной организации эхиритских бурят, помимо семьи, была и в некоторых моментах остается родовая группа. Иркутские эхириты являются приверженцами шаманизма. Шаманизм является формой общественного сознания, основанного на вере в духов, культе почитания предков, природы. Шаманские обрядовые практики бурят делятся на обряды семейные, обряды календарного цикла и обряды жизненного цикла.

Семейные обряды – это обряды поклонения духам-хозяевам дома, скотного двора, покоса, духам местонахождения жилища деда или прадеда, духам местных стариков и старух.

К обрядам календарного цикла относятся тайлаганы – общеродовые молебны. Календарная обрядность связана со сменой годовых сезонов, хозяйственными циклами. Обряды жизненного цикла связаны со значимыми этапами жизни человека – рождением, созданием семьи, смертью. Комплекс обрядов у разных локальных групп бурят имеет и отличия.

Проведение любого обряда требует выполнения определенных норм. Существуют требования ко времени, к одежде, поведению и действиям участников обряда. Так, например, не проводятся обряды с конца декабря по февраль, нельзя проводить обряды и участвовать в общеродовых тайлганах в траурный для семьи год. По поводу внешнего вида М. В. Хандагурова пишет: «Все участвуют обычно в повседневной одежде. Но, вместе с тем, руководитель, который проводит обряд, должен быть обязательно в обуви по сезону, но не в тапочках, непременно подпоясан ремнем и, наконец, с шапкой, которую во время обращения к духам, держит под левой подмышкой. Хозяйка семьи обязана быть в женской одежде, т. е. юбке, платье, халате и с прикрытой головой».

Такие же требования предъявляются ко всем присутствующим. Недопустимо петь, свистеть, излишне шуметь, ссориться и ругаться не только во время проведения обряда, но и после. Следует тихо и спокойно сидеть, держа руки на коленях ладонями вверх, и не скрещивая ноги. На общеродовых тайлганах присутствуют только мужчины. На обряде они стоят в один ряд, распределившись по старшинству малых родовых групп, патронимических групп, входящих в один род. Обряды, проводимые одной патронимической группой (эсэгэрэг от бур. эсэгэ – отец) называются сасали (от бур. сасаха – брызгать, разбрызгивать, кропить). На сасали женщины присутствуют, но стоят они поодаль от ритуального огня, также в ряд, но, в отличие от мужчин, расположившихся возле костра, старшинства семьи в патронимии не придерживаются. Существуют требования и к используемой при проведении обряда посуде; даже набор столовых приборов регулируется, так, нельзя использовать вилки, разрешается только ложки; нельзя использовать рюмки на ножках, можно только стопки. Разумеется, есть определенные установки и по отношению к обрядовой пище.

Гастрономический набор, используемый в разных обрядах, различен. Неизменными являются молоко (или чай с молоком) и водка. Молочная пища, пользующаяся огромным почтением у бурят, называется обобщенным термином сагаан эдеэн – белая пища. Обряд начинается возлиянием чая с молоком — сай сагаан – чай белый.

Затем производят возлияние алкоголем. В связи с тем, что национальный алкогольный напиток тарасун – молочная водка, получаемая путем перегонки кисломолочного напитка хурунгэ, стал готовиться не везде, чаще производят возлияние водкой – хара архи – черная водка. А тарасун буряты называют тогооной архи – котла водка.

Следующее обрядовое блюдо саламат – каша из сметаны и муки грубого помола, называемая шанаhан зоохэй – вареная сметана. В зависимости от характера ритуала в жертву духам с целью умилостивить преподносится говядина или баранина ухэрэй мяхан – быка мясо; хониной мяхан – овцы мясо. Иногда при совершении большого родового тайлгана в жертву приносят лошадь или несколько баранов. Животное обязательно умерщвляется способом урлэхэ – путем hудаhа таhалха – аорту разорвать. Мясо разрубается, разделывается на куски и варится в котлах. Необходимо быть осторожным: плохим знаком считается, если человек порезался ножом: шyhaa гаргахойма – свою кровь нельзя пускать. Из субпродуктов готовится гурмэл – плетенка, косичка, сплетаемая из тонких кишок, брюшины, легких, нутряного жира, нарезанных на полоски, гурэхэ – плести. Толстые кишки начиняют кровью шуhа шанаха – кровь варить.

Характеристики продуктов и блюд, актуализируемые в пищевом дискурсе, несут информацию прагматического характера, например, никогда не используют желчный пузырь – hэлhэн. При бытовых забоях его забрасывают на крышу хозяйственных построек, при обрядовых – отбрасывают подальше. Мясо отделяется от костей, которые вместе со шкурой жертвенного животного в конце обряда сжигают в костре, на котором готовилась кровь. На тайлганах, где женщины не могут присутствовать, все готовят сами мужчины. При этом все обрядовые блюда запрещено солить.

Таким образом, пищевая лексика, отражая стереотипные модели пищевого поведения членов данного социума, их привычки, предпочтения и предубеждения, выражает ценностное отношение к объектам окружающей среды, выполняет регулирующую функцию в механизмах жизни. Обрядовая пища несет в себе смысл культурной интеграции, осознания себя частью определенного общества с его устоями и традициями.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

159