Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

14.12.2023 12:00 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 14.12.2023 г.

Нарушаются наши конституционные права

От редакции: В номере 47 нашей газеты от 30.11.2023 года мы писали про апелляционные жалобы Минприроды России на решения Ольхонского районного суда о признании права собственности на земельные участки в силу приобретательной давности. Пока получены жалобы в отношении 5 участков. Мы поговорили с людьми, в отношении участков которых пришли апелляционные жалобы. Они рассказали свои истории владения и оформления этих участков. Все эти участки расположены в границах населенных пунктов, назначение их – для ведения личного подсобного хозяйства. На участках в большинстве стоят старые дома, в некоторых жили еще родители тех, кто обратился в суд.

Владислав Николаевич Проскуряков, житель п. Хужир, бывший учитель, сейчас работник Хужирской школы

Дом Проскуряковых

«Земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, п. Хужир, пер. Пионерский, площадью 400 кв. м, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит мне по праву собственности в силу приобретательной давности по решению Ольхонского районного суда Иркутской области от 11.10.2023 по моему гражданскому делу.

На этом участке в 1950 году был построен дом, в котором в разное время проживали учителя средней школы п. Хужир. Нам, как молодым специалистам школы, он был предоставлен в 1988 году. В этом доме мы и проживаем по настоящее время. Участок огорожен и используется в подсобном хозяйстве.

Оформление участка в собственность было начато в 2017 году. В 2017 году было сделано межевание участка с присвоением кадастрового номера, но в регистрации права собственности мне было отказано, поскольку земельный участок расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Хотя на момент предоставления мне земельного участка о. Байкал ещё не было включено в Список объектов Всемирного природного наследия. Кроме того, участок расположен в границах Прибайкальского национального парка, что не запрещает права владения и распоряжения им.

В 2023 году я обратился в Ольхонский районный суд Иркутской области о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд вынес решение удовлетворить мои исковые требования. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подали апелляцию на решение суда. Считаю, что это нарушает мои конституционные права на землю».

Михаил Владимирович Орбодоев, проживает в г. Улан-Удэ, уже более десятка лет пытается оформить старый родительский дом с участком в м. Усть-Анга:

Дом Орбодоевых в Ялга-Узуре

Родители М. В. Орбодоева – ветераны Великой Отечественной войны

«Кратко опишу историю земельного участка, расположенного в м. Усть-Анга. Ольхонский районный суд 04.10.2023 вынес решение, что дом принадлежит мне на праве собственности в силу приобретательной давности.

В местности Усть-Анга именно на этом участке в начале 20-го века жил мой дедушка Орлов Роман Васильевич с семьей – родители моей матери Орловой Марии Романовны, в супружестве Орбодоевой. Мой дедушка жил в Усть-Анге на этом участке в доме, построенном им самим в 1935 году, до конца своих дней ‒ умер в 1971 году. С ним жили мои родители – мама Мария Романовна и отец Владимир Орбодоевич Орбодоев. Оба они были настоящими участниками Великой Отечественной войны, отец сражался на Западном фронте, мама – на Восточном. После

войны поженились и стали жить в Усть-Анге с отцом моей матери.

В Усть-Анге родились я в 1952 году и моя сестра Зинаида в 1953 году, позже родились в Ялга-Узуре брат и сестра. В Усть-Анге у нас был «летник», а в Ялга-Узуре «зимник», то есть мы кочевали со скотом ежегодно. Мы выросли и уехали, а родители жили до последнего в Усть-Анге. Мама умерла в 1992 году, а отец в 2005 года. В конце жизни он, конечно, переехал к Зинаиде. Но все же мы продолжали заботиться о домах наших родителей. Дом в Ялга-Узуре после смерти отца по наследству перешел брату Орбодоеву Виктору Владимировичу, а дом в Усть-Анге по решению родителей был отдан мне, Орбодоеву Михаилу Владимировичу. Дома мы без присмотра не оставляем. В Усть-Анге садим картошку, каждое лето я с семьей приезжаю в летнее время в этот дом. Мы за ним ухаживаем, делаем текущий ремонт.

После смерти отца я занялся оформлением участка и дома, начал оформлять в 2010 году по выписке из похозяйственней книги Еланцынской администрации. Межевание участка было проведено в 2011 году, получен кадастровый паспорт на земельный участок с присвоением кадастрового номера, технический паспорт на дом был сделан в 2012 году. После этих процедур были поданы документы на регистрацию права, но был получен отказ со ссылкой на то, что Усть-Анга входит в границы Прибайкальского национального парка. В нынешнем году я подал документы на признание права собственности в силу приобретательной давности на участок моих родителей в Ольхонский районный суд и был очень рад, что, наконец-то, закончилась долгая история с оформлением земли, когда суд вынес положительное решение. Однако все снова оказалось под большим вопросом, когда была получена апелляция. Почему я не могу владеть домом и участком моих родителей?»

Евгений Ильич Хадеев, житель с. Еланцы, суд признал его право собственности на два участка – в с. Еланцы и в д. Хурай-Нур:

«В этом году я подал в Ольхонский районный суд документы о признании права собственности в силу приобретательной давности на два земельных участка. Один из них с домом в с. Еланцы по ул. Совхозной, для ведения личного подсобного хозяйства, я здесь проживаю с семьей, другой – участок для ведения личного подсобного хозяйства в д. Хурай-Нур по улице 60 лет Победы. Оба участка были мне предоставлены в 1986 году совхозом «Еланцынский», я в то время там работал.

Родители мои всю жизнь прожили в д. Хурай-Нур. Я там родился и вырос. Когда начал работать в совхозе, мне предоставили дом в с. Еланцы, и я туда переехал, а на предоставленном участке в Хурай-Нуре косил сено для своего домашнего скота.

Оформлять участки я начал давно. Дом в Еланцах у меня оформлен по приватизации в 2003-2004 гг. Участки в Еланцах и Хурай-Нуре я отмежевал в 2000 году. На кадастровый учет участки поставлены в 1997 году. В этом году подал документы на регистрацию права собственности на участки по выписке из похозяйственней книги, но мне отказали.

Я решил обратиться в суд, так как пользуюсь этими участками давно и добросовестно за ними слежу, землю использую по назначению, никаких претензий со стороны контролирующих организаций не было. Изучив представленные в суд документы, Ольхонский районный суд вынес решение в мою пользу, так как я – гражданин России и живу на территории России, где законы одинаковы для всех. Если мои участки у меня отберут, то это будет прямым нарушением моих конституционных прав на землю».

Абидуев Аркадий Александрович, житель д. Хурай-Нур, обратившийся в суд о признании права собственности на участок своих покойных родителей в м. Усть-Анга:

«В д. Усть-Анга жили мои деды и бабушки, а после родители Варнакова Наталья Михайловна и отец, участник войны, воевал на Восточном фронте, Абидуев Александр Алсагаевич.

В 1954 году весь народ переехал в д. Ангу, так как построили Иркутскую ГЭС, а д. Усть-Анга подпадала под затопление. В деревне Усть-Анга до переезда в Хурай-Нур (д. Анга) была школа, общественный дом по ликвидации безграмотности. Моя мама работала учителем в ликбезе.

Мои брат и сестра, и я родились в Усть-Анге. Я родился там в 1954 году. Большой дом перевезли в Хурай-Нур, а в Усть-Анге в 1957 году построили маленький. Сюда семья кочевала на лето вместе со скотом – был наш «летник», а зимой мы жили в Хурай-Нуре. По неписанным бурятским законам я как отхон – самый младший в семье – остался с родителями, брат и сестра уехали. И все родительское достается тоже отхону. Отец работал в совхозе «Еланцынский» чабаном, умер из-за болезни в 1970 году. Мама ушла из жизни в 1995 году. Всю свою жизнь я кочевал с родителями в Усть-Ангу, после их смерти я продолжаю держать скот и также, как и мои предки, каждый год меняю место дислокацию – весной гоню мое стадо КРС (20-30 голов) и мелкий рогатый скот в Усть-Ангу, осенью возвращаемся в Хурай-Нур.

Кадастровый паспорт и межевое дело на участок получил в 2015 году, после этого обратился в Росреестр получить документы на право собственности, но мне отказали. После того, как был принят генеральный план и ПЗЗ Еланцынского МО, я решил признать право собственности через суд в силу приобретательной давности. Ольхонский районный суд право собственности признал 27 сентября 2023 года по моему гражданскому делу.

Сейчас это право у меня пытаются отобрать».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

108