Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

16.03.2023 16:54 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 16.03.2023 г.

На тему обсуждения законопроекта № 161119-8

Продолжая тему обсуждения законопроекта, публикуем комментарии к законопроекту.

Комментарий администрации Ольхонского района

Администрация Ольхонского районного муниципального образования, рассмотрев проект федерального закона № 161119-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал и статью 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (письмо от 03.03.2023 г. № 198/02-23), сообщает.

Жители Ольхонского района как никто другой ощутили на себе все последствия длительной неурегулированности действующего на Байкальской природной территории законодательства, противоречий одних норм закона другим и т. д.

В настоящее время ограничение оборотоспособности заключается исключительно в запрете на регистрацию права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Одновременно с этим земельные участки из государственной и муниципальной собственности предоставляются в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование.

Ограничение оборотоспособности земельных участков не влияет на степень антропогенного воздействия на экосистему озера, поскольку граждане и хозяйствующие субъекты, пользующиеся земельными участками на праве собственности и или иных видах имущественных прав, осуществляют свою жизнедеятельность с точки зрения природоохранных запретов и ограничений идентично, руководствуясь перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также нормативами предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Таким образом, текущий законодательный подход ставит в неравное положение жителей одних и тех же субъектов Российской Федерации и даже одних и тех же населенных пунктов. Также текущее регулирование делает невозможным для органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия и Иркутской области реализацию отдельных социальных программ для льготных категорий граждан.

Нормы предоставления земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, регулируются Законом Иркутской области от 28.12.2015 N 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». Согласно указанному Закону льготные категории граждан имеют право на получение в собственность бесплатно земельных участков, за исключением земель, расположенных в ЦЭЗ БПТ, то есть на территории Ольхонского района земельные участки не предоставляются.

Сложившаяся ситуация вызывает подачу многочисленных жалоб граждан в федеральные и региональные органы власти и не способствует реализации принципа правового равенства, а также социально-экономической стабильности на соответствующих территориях.

На территории Ольхонского района отсутствует возможность оформления прав собственности граждан на земельные участки, включенные в перечень ранее учтенных земельных участков. На основании этого невозможно оформление прав по выпискам из похозяйственных книг согласно ФЗ-93 от 30.06.2006 г. («Дачная амнистия»).

Администрация Ольхонского РМО неоднократно озвучивала вышеуказанные проблемы на площадках различных ведомств и органов власти.

Обращаем внимание, что п. 3 проекта Федерального закона не будет в полной мере реализован без внесения изменений в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещающей частную собственность на землях, ограниченных в обороте.

На основании вышеизложенного администрация Ольхонского районного муниципального образования полностью поддерживает проект федерального закона № 161119-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал и статью 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Комментарии практикующих юристов

Судебный юрист Юлия Саенко о мероприятиях, проходивших в Иркутске с участием депутатов Госдумы:

«То, что происходит сейчас, это уже не Байкальская правовая аномалия – это идеальный правовой шторм, так сегодня очевидна такая совокупность неблагоприятных факторов, в результате которой общий негативный эффект каждого из них многократно усиливает друг друга.

На рассмотрении в Госдуме сейчас находятся пять проектов федеральных законов, касающихся защиты озера Байкал и населения прибайкальских территорий. Необходимость изменений назрела давно. Безусловно, общими усилиями формулировки предложенных норм будут еще дорабатываться, чтобы исключить возможные коллизии в правоприменении. Но факт необходимости их принятия, на мой взгляд, неоспорим.

Большинство участников мероприятий поддержали предложения депутатов по изменению законодательных норм. Они понимают, что только это сейчас позволит начать спасать байкальские леса от вредителей, а также будет способствовать эффективному проведению селезащитных мероприятий, а не их имитации. И самое главное – позволит людям спокойно жить на Байкале.

Но были на этих мероприятиях и те, кто всеми силами тормозили обсуждение, требуя дополнительное время для анализа предложенных норм. Утверждая, что в этих вопросах торопится не следует.

Возможно, я и согласилась бы с ними, если бы обозначенные проблемы не длились годами.

Считаю, что если участники совещаний позиционируют себя специалистами в определенной области, то, отвергая предложенное, им следовало бы внести свои предложения по решению тех или иных проблем. Но этого сделано не было.

Раньше такой тактики придерживался Гринпис. Сейчас так поступают наши, так сказать «доморощенные», экологи. Это огорчает.

Ни для кого не секрет, что байкальские леса гибнут, но ничего не делается. Деньги, которые тратятся на селезащиту, в условиях колоссальных ограничений смываются первыми же потоками селя. Причем, как верно заметил один из участников совещания, «смываются вместе с деревьями, которые так упорно защищали экологи».

Вопрос с рубками лесов – не простой. Никто не строит иллюзий, что злоупотреблений в этой сфере не бывает. Однако это не повод просто ничего не делать. В данном случае, считаю, что, при решении вопроса о рубках в границах ЦЭЗ БПТ, рассматриваемых в качестве средств борьбы с вредителями, необходимо разработать действенные механизмы защиты от злоупотреблений со стороны исполнителей оздоровительных мероприятий, обратив особое внимание на проработку положений о текущем контроле за проведением лесопатологических обследований. То есть, не потом, когда уже поздно, шашкой махать, а в текущем моменте привлекать для контроля необходимых специалистов, а также общественников».

Также, по мнению Юлии Саенко, при внесении изменений в ст. 27 Земельного кодекса РФ в части ограничения возможности приватизации земель в ЦЭЗ БПТ, а также при доработке положений законодательства об особо охраняемых природных территориях следует предусмотреть амнистирующие нормы (по аналогии с положениями закона о т. н. «лесной амнистии»), которые позволят: решить проблемы, связанные с необходимостью восстановления прав коренного населения прибайкальских территорий, в том числе тех, что связаны с правом на ведение традиционных видов деятельности (разведение крупного рогатого скота); запустить процесс легализации туристических объектов, в отношении которых вступили в силу судебные решения об изъятии земли и сносе объектов.

Из заключения эксперта Общественной палаты Иркутской области Игоря Владимировича Саенко:

«По результатам изучения законопроекта, считаю, что предлагаемые изменения федерального законодательства носят позитивный характер.

Законопроект направлен на защиту прав и интересов граждан, проживающих в населённых пунктах, расположенных в центральной экологической зоне БПТ.

Разрешая вопрос о праве на земельные участки в границах населённых пунктов, законопроект устраняет нарушение конституционного равноправия граждан Российской Федерации, проживающих на БПТ. Это когда граждане, проживающие в границах населённых пунктов в ЦЭЗ БПТ и ООПТ, были лишены права на получение земельных участков в собственность, при этом остальные граждане имели на это право в порядке и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством РФ.

Необходимо отметить, что законопроект, вводя чёткое положение разграничения полномочий органов местного самоуправления, определяет его порядок и регламент, что предоставление земельных участков в границах населённых пунктов ДОПУСКАЕТСЯ. Это даёт законное право органам исполнительной власти и органам местного самоуправления осуществлять полномочия в вопросе предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц. При этом исключая возможность обжалования предоставления земельных участков и законности такого предоставления со стороны РОСРЕЕСТРА и прокуратуры.

Исключение запрета на сплошные рубки в границах ЦЭЗ БПТ открывает возможности не только для более быстрого развития магистральной инфраструктуры и увеличения пропускной способности БАМа и ТРАНССИБа, но и позволит развить стратегически важные для государства линейные объекты по транспортировке природного газа и электроэнергии. Помимо изложенного предлагаемая редакция п. 1. ст. 11 ФЗ №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» позволит проводить в лесах санитарно-оздоровительные мероприятия, что однозначно положительно скажется на состоянии лесов в границах ЦЭЗ Байкальской природной территории.

Запрет на заготовку древесины, за исключением заготовки древесины для нужд граждан, вводимый новой редакцией п. 1. ст. 11 ФЗ «Об охране озера Байкал» и соответствующим исключением п. 4 ст. 25.1. ФЗ «Об охране озера Байкал», в своей совокупности препятствуют массовой рубке древесины и направлены на сохранение уникальной экосистемы оз. Байкал.

При этом очевидно и объективно понятно, что вырубка лесов в целях развития магистральных и линейных стратегических объектов должна проводиться строго по проекту с прохождением экологической экспертизы и разработанной программой лесовосстановления с соблюдением паритета между экономическими целями и задачами охраны окружающей среды».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

164