Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

09.03.2023 12:12 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 09.03.2023 г.

Баба Люба, давай, давай, давай!

Автор: Екатерина Грешилова

Имя Любови Николаевны Мореходовой – бабушки с берегов Байкала, резво рассекающей на конькобежных коньках норвегах по Байкалу – известно далеко за пределами нашего района. Ролик, выложенный в интернете, сделал ее популярной, она даже была героиней передачи Первого канала «Пусть говорят». Многие журналисты были у бабы Любы, мы же добрались до нее только прошлым летом. Любовь Николаевна отправила нам фотографию своего класса. Мы решили подробнее узнать про фото, а заодно познакомиться и написать об этой мужественной и неунывающей женщине.

Родители Любовь Николаевны

Одинокое домовладение Мореходовых в местности Халы на берегу Малого моря недалеко от Курмы охраняют пара дворовых псов. Собаки, кот, коровы – до сих пор Любовь Николаевна держит скотину, из построек – старый родительский дом и дом, построенный мужем, когда семья перебралась вновь на Байкал, пара старых сараев и стайки для скота – все ее незатейливое хозяйство. Дом находится в ложбинке, прикрываемый от холодных и свирепых северных ветров скалой, а вот от Байкала никакого укрытия нет – как на ладони все Малое море.

Встретила нас улыбающаяся, приветливая хозяйка и повела пить чай. Летняя импровизированная столовая – под открытым небом, внизу всего в нескольких десятках метров плещется Байкал. Красота неописуемая!

Любовь Николаевна за чашкой чая начала рассказ о своей нелегкой, но интересной судьбе, вспоминала родственников, одноклассников, смешные и страшные истории.

Родилась она 16 мая 1941 года в местности Тогот в семье Марковых Николая Ивановича и Феоны Степановны. Всю войну семья прожила там. Любовь Николаевна помнит, как после войны привезли военнопленных японцев, у ее семьи они украли собаку, потом, видимо, под давлением охраны вернули. После войны семья переехала в Старый Улан-Хан, находящийся в четырех километрах за Курмой. Когда жили в старом Улан-Хане, отец сделал Любе первые коньки – в деревяшку вставил железку, один раз подержал за руки и сказал: «Катись!» И с тех пор катается Любовь Николаевна по Байкалу на коньках. Люба тогда еще в школу не ходила. Помнит, что на лето в Старый Улан-Хан приезжала рыболовецкая бригада с завода им. Куйбышева с Иркутска, ловили рыбу для завода. Потом семья переехала в Улан-Хан. Там был рыбоприемный пункт и хорошо ловили рыбу. Один раз поймали 500 центнеров, полные лодки рыбы, а была тогда волна, захлестнет лодку – слой рыбы смоет, а ребятишки эту рыбу собирали в мешки, и их никто не ругал.

Чернорудская семилетняя школа, 1955-1956 уч. год

Так с Улан-Хана ребятишки ходили в школу, в Курму, потом в Сарму. Курма была не там, где сейчас, а прямо на берегу. Первая учительница Любы была Ульяна Фадеевна Пинхаева, ставшая позже известной среди ольхонцев и далеко за пределами района как собиратель ольхонских песен. Она учила Любу первые два класса, потом в 1951 году вышла замуж за Владимира Пинхаева и уехала. Дети ее очень любили, ревновали и ругались, когда приезжал жених, так и «увел» он у них любимую учительницу.

«В третьем и четвертом классах учителем был Максим Монтохоевич Хуриганов, с детьми он разговаривал и на бурятском, и на русском языках. В 5-7 классах училась в Чернорудской семилетней школе. С Черноруда до Улан-Хана – три речки, мостов не было, перебирались через них весной и осенью в брод. Зимой ходили по льду. Нас учили Елена Ивановна Халтакшинова по русскому и литературе, директором был Шалбаев Жабон Шантахаевич, математик был Михаил Сафонович, не помню фамилию, он, видимо, был на войне, потому что прихрамывал и частенько выпивал. По немецкому языку у нас была Зинаида Баяндаевна, фамилию тоже уже я забыла. Потом к нам приехали три учителя начальных классов Татьяна Григорьевна, Антонина Георгиевна и Ф. И. Мурзина – учитель музыки. Они нас научили наряжать красиво помещения к Новому году», – вспоминает Любовь Николаевна. Вспоминая походы домой и в школу, рассказывала она всякие случаи из детства, порой на грани жизни и смерти, о некоторых, наверное, родители так и не узнали.

После 7 класса мама отправила Любу учиться в Еланцы. Жила она сначала у подруги матери, потом нашла квартиру, но все не то было, а потом ее приютила многодетная учительница биологии Александра Константиновна Рыкова, знавшая хорошо маму Любы, родственницу ее мужа. Три года прожила Люба у нее, как у Христа за пазухой. Несмотря на возраст Любовь Николаевна помнит тот период хорошо, в подробностях рассказывает об учителях. В старших классах поменялся классный руководитель, стал Анатолий Хунгеевич Маркисеев, учитель русского языка и литературы. Он окончил Иркутский госуниверситет, очень любил поэзию, наизусть читал большие поэтические произведения и прозу, родом – из Бугульдейки. Он – в центре на фотографии. Учителем истории была Мария Матвеевна, большая, светлая, дородная женщина, гонявшая Любу за отсутствие фартука. Физику преподавал Бобряков Петр Гаврилович, в одном классе с Любовью учился его сын Володя. Многие старшеклассники были иногородние – с Онгурена, Сахюрты, других деревень района.

После школы мама отправила Любу в Иркутск, к двоюродной сестре. Вспоминает она себя, робкую, дикую: «Деревня деревней». Устроилась на завод им. Куйбышева в охрану, проработала год. Завод отправлял свою продукцию во все страны мира, в 12 часов ночи охрана выпускала составы с продукцией. Не дело это было все-таки для девчонки зимой на морозе по территории ходить, перевели ее в цех штамповщицей. Делали кровати, потом перевели сварщицей. Когда работала сварщиком, училась в индустриальном техникуме на вечернем отделении по специальности. Работала потом токарем, пошла учиться в политех на машиностроительное отделение, тяжелую, мужскую специальность. Окончила, получила диплом, стала консультировать ребят в подготовке дипломных работ, писала рецензии на дипломы, проводила экскурсии по заводу. За это доплачивали.

В 25 лет вышла замуж за Мишу Мореходова, которого там же на заводе встретила, он работал в чугунолитейном цехе, а Люба уже в отделе главного технолога работала. Завод выделил молодым комнату, с рождением детей давали все более просторное жилье. Любовь Николаевна проработала 42 года на заводе, ушла на заслуженный отдых в 2002 году. На пенсии работала уборщицей, но не простой, а у генерала Василия Сундарева, военного комиссара Иркутской области. Никто не держался у него долго, а она единственная, кто его устроил, и он жалел, что она уволилась. После работала снова в охране, охраняла губернатора Говорина.

Не раз вспоминала в разговоре Любовь Николаевна свою маму, оставшуюся в 11 лет без родителей. Братья ее отдали в работники на заимку, и так не научилась она грамоте, но все умела – шить дохи, обувь, все по хозяйству, даже роды могла принять. За всю жизнь у нее не было паспорта, единственный документ, который она получила – к медали материнства. В семье Марковых было 9 детей, трое умерли от скарлатины еще в Курети до войны, двое умерли после войны, остались Наташа, Афанасий, Люба и Петя. Наташа и Афанасий рано ушли из жизни. Последняя кровинушка – Петр – утонул в 1985 году, большая это была потеря для Любовь Николаевны.

У самой Любови Николаевны тоже четверо детей, все получили высшее образование. Света и Соня окончили юридический факультет Иркутского госуниверситета с красным дипломом, Кирилл окончил Иркутский политех, маркшейдерское дело, а Рома учился в Омском институте физической культуры. Со слезами на глазах рассказывает Любовь Николаевна о гибели своих двоих старших детей и внука в 2008 году – Светлана с сыном и Роман попали в автоаварию в Баяндае. Двое старших Светиных детей тогда были на Байкале в Халах, после смерти матери растила их баба Люба и ее дети Соня и Кирилл. После аварии ни Соня, ни Кирилл не могут ездить на машине, сильнейший шок они испытали тогда. И снова очередной удар судьбы – в 2011 году умер от опухоли в голове муж Михаил. Осталась Любовь Николаевна совсем одна на берегу священного моря.

Дети работают, приезжают редко, внуки – Светины дети и старший сын Ромы – летом помогают. Баба Люба научила их всему – и дрова рубить, и сено косить, все умеют. Не сидит Любовь Николаевна без дела. Сколько живет на Байкале после возвращения из Иркутска, участвует в художественной самодеятельности, читает стихи, поет. В с. Еланцы несколько лет назад была выставка работ Любови Николаевны, сделанных ее руками – вышитых, вязаных вещей, картин, даже вологодское кружево. Они украшают ее дом, построенный супругами рядом с родительским.

Живет потихоньку баба Люба, решает сама свои проблемы, заезжие гости привозят продукты и необходимое. В свои 82 года до сих пор ездит на автомобиле, да и с коньками не расстается.

Познакомившись с этой женщиной, на ум приходят слова из популярной несколько лет назад песни, которые я вынесла в заголовок. Баба Люба, давай, живи дальше, улыбайся, не грусти и не падай духом! Пусть у тебя все будет хорошо!

Чернорудская семилетняя школа, татарский танец, 1956 год

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1334