Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

20.01.2022 16:47 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 20.01.2022 г.

Хужирский краеведческий музей подготовил четыре выставки изделий из металла

Автор: Юлия Мушинская
заведующая Хужирским краеведческим музеем

Сотрудники музея продумывают, как и чем крепить предметы в настенные витрины

Посетителей музея в этом году ожидают стенды с экспонатами на темы: «Художественный металл бурят», «Курительные трубки», «Палеометалл – железный век», «Оружие кочевых народов».

Летом 2020 года в наш музей пришел посетитель и долго ходил по залам. Поинтересовался, почему в музее нет бурятских украшений, на что мы ему ответили, что украшения-то есть, да и другие предметы из металла, относящиеся к бурятской культуре, да вот витринного оборудования в музее не достаточно, и лежат у нас в запасниках эти предметы – нет возможности их представить. На что он предложил нам начертить чертеж предполагаемой витрины, снять требуемые размеры, и он возьмется за её изготовление. Совершенно безвозмездно... В начале 2021 г. были изготовлены четыре витрины, доставлены в Хужир, смонтированы и установлены в экспозиции. За этим наступил самый трудоемкий процесс – их наполнение. К декабрю 2021 года были готовы четыре новых выставки: «Художественный металл бурят», «Курительные трубки», «Палеометалл – железный век», «Оружие кочевых народов». Сегодня нам хотелось бы со страниц газеты познакомить читателей с кратким историческим экскурсом по этим выставкам.

Первая витрина «Курительные трубки»

Очень интересные статьи на тему бурятских курительных трубок есть у Артура Викторовича Харинского, д.и.н., профессора, в которых он исследовал пути проникновения табакокурения в Сибирь. Пришло оно к нам во второй половине XVII в. Употребляли два сорта табака: черкесский и китайский. Черкесский табак был хуже китайского, особенно жёлтого, который оказывал на курильщиков опьяняющее воздействие. Лишь когда поступление китайского табака на сибирский рынок прекращалось, курильщики прибегали к употреблению черкесского табака, смешанного с берестяными опилками. Иногда он добавлялся в китайский табак, но только в тех случаях, когда тот был дорог или его было мало. Разновидностей китайского существовало несколько: тёмного, светлого и зеленого цвета. Тёмный имел самый приятный запах и опьянял сильнее других, разваривали его в сахарном растворе.

При употреблении большой дозы такого табака можно было потерять сознание, поэтому китайцы научились делать чашечки для курительной трубки небольшого размера. Такие трубки имеют длинный прямой чубук, на одном конце которого, изогнутом в форме колена, крепится чашечка для табака. Изготавливались такие трубки, как правило, из меди, чубуки украшались всевозможными валиками. Чашечки для табака у трубок были открытой формы. Эти трубки отличались от европейских и за ними закрепилось название – трубка гаанза (бурят.). Бурятские мастера быстро достигли совершенства в изготовлении таких трубок, и большинство их изготовлялось местными умельцами, но часть ввозилась из Китая.

Также трубки изготавливались из сучков дерева с загнутым мундштуком и чубуком способом, заимствованным у русских. Трубки украшались традиционными узорами или металлическими художественными накладками, для некоторых предусматривались крышечки. В XVIII – XIX вв. трубка, как и другие принадлежности для курения, стала одним из постоянных предметов обихода жителей Прибайкалья, а после смерти владельца сопровождала его в потусторонний мир. В этой же витрине представлены: соёки (бурят.) – металлические крючки для чистки трубок; крышечки для трубок – отправляясь в дальний путь, хозяин трубки заранее набивал её табаком и закрывал крышечкой, чтоб в пути не тратить драгоценное время на забивку трубки, а крышечка не позволяла табаку рассыпаться; огниво с кресалом для высекания огня.

Витрина «Оружие кочевых народов»

На рубеже III – II вв. до н.э. земли Центральной Азии от Байкала до Хуанхэ и от Манчьжурии до Саяно-Алтая были захвачены племенами хунну. На востоке евразийского континента возникла «кочевая империя», владения которой простирались на многие тысячи километров. Культура хунну оказала влияние на все народы, проживавшие в этих местах, в том числе и на кочевников Прибайкалья. Касалось это и оружия – луков и стрел. Роговые луки и свистящие стрелы были главным оружием кочевого воюющего народа.

Первые свистящие стрелы (свистунки) были изобретены хунну. Так называются стрелы с железными или бронзовыми наконечниками, на древко которых надевались полые костяные шарики с тремя отверстиями. В полете такие стрелы вращались и издавали пронзительный воющий свист. С помощью такой стрелы военачальник указывал направление движения своим воинам, свистящий звук пугал конницу противника и угнетающе воздействовал на моральное состояние всадников. Костяные свистунки служили и муфтами, предотвращающими раскалывание конца древка стрелы, в который забивался железный черешок наконечника. Стрелы-свистунки встречаются довольно широко у древних народов Тувы, Алтая, Средней Азии. В дальнейшем подобные стрелы использовались при облавных охотах для загона зверей.

Кроме этого хуннские воины имели в своем арсенале железные наконечники стрел разного назначения. Позднее все кочевые азиатские племена стали перенимать подобное эффективное вооружение, в том числе и армия Чингисхана.

Например, на выставке представлены средневековые железные наконечники стрел бронебойного типа (боевые) трехлопастные, найденные на о. Ольхон и в Тажеранах, дары Яшина А., Жулёва С., Киселёва В., 2017-2021 гг.

Наконечники стрел бронебойного типа

Стрела-свистунья

Наконечники стрел, нож кольчатый. Бронза, литье, II-I тыс. до н. э.

Выставка «Палеометалл – железный век»

В данной витрине представлены орудия труда представителей курумчинской культуры – курыкан, которые проживали в Прибайкалье. Здесь можно увидеть бронзовые фигурки животных, были они изготовлены ещё до нашей эры в период самого зарождения искусства железоплавления. Тесловидный топор и топор-кельт, с помощью которых наши далекие предки обрабатывали землю, найдены были в Тажеранских степях; различные подвески: подвес-крючок к ремню для подвертывания полы халата при ходьбе, поясные пряжки-застежки, колчанные крюки-подвесы и многое другое, что составляло часть амуниции воина-степняка. Отличительными же чертами курумчинской культуры являлись возведение каменных городищ, обработка железа, выращивание сельскохозяйственной продукции и разведение особо выносливой породы лошадей – этих лошадей даже поставляли китайскому императорскому двору.

Интересно будет рассмотреть процесс получения железа: фрагменты глинобитной печи были обнаружены Н.М. Ревякиным рядом с д. Харанцы в 1963 г. Плавка железа производилась либо в небольших глинобитных горнах, либо в плавильных ямах диаметром 0,5 – 1 м и глубиной до 1 м, в которых из руды выплавлялось железо. Воздух в горны подавался кожаными мехами через глиняные трубки-сопла. Горн имел вид большого толстостенного сосуда с округлым дном и двумя отверстиями для сопел. В горн-сосуд закладывали послойно руду и древесный уголь. Уголь зажигали и вручную приводили в действие меха. На дне горна оседал металл, и шлаки выпускались из горна через специальное отверстие. Полученное губчатое железо было еще не высокого качества. Поэтому его снова нагревали и проковывали с помощью каменных молотов, освобождая от остатков шлаков. Вокруг горнов в большом количестве оставались остатки железоплавильного производства: шлаки, крицы, обломки воздуховодных трубок-сопел, каменные молоты. Все эти предметы представлены на выставке.

Надо отметить, что сыродутное железо курумчинцев обладало высокими качествами: содержание чистого металла в нём доходило до 99,43 %, потому оно было особенно ковким и прочным. Из железа курыкане изготовливали наконечники стрел, ножи, копья, огромные остроги с втулкой для дерева, топоры-кельты, крючки, кольчуги, светильники, серпы, сошники, кельтовидные тесла и другие хозяйственные предметы. И именно высокое содержание железа в предметах объясняет, почему они смогли сохраниться до наших времен в таком отличном состоянии. И добавим к этому природные факторы, характерные для Ольхонского района, – минимум атмосферных осадков, песчаные и глиняные почвы, которые «консервируют» предметы на столетия.

Выставка «Художественный металл бурят»

В основном все предметы, размещенные в витрине, относятся к XIX веку, но есть и более ранние. Каждый предмет уникален по-своему, и далеко не каждый музей имеет в фондах такие сокровища. В первую очередь хотелось бы вспомнить добрым словом дарителей этих предметов: Буинова Алексея /дар 1977 г./, Багинову Марию /дар 1986 г./, Бадму Баглаева /дар 1969 г./, Яшина Андрея /дар 2020 г./, Роговых Андрея и Галину /дар 2021 г./, иркутян Иванову Сашу и Михайлова Рому /дар 1997 г./, Жулёва С.Н. /дар 2018 г./, Киселёва В.Ю. /дар 2017 г./, Ербаева Д. /дар 1986 г./, Кшиштофорски Р. /дар 2018 г./. Некоторых из них уже нет в живых, но память о них останется жить в музее на долгие времена вместе с подаренными ими предметами, и наши современники, да и последующие поколения смогут увидеть, какими вещами была наполнена жизнь их предков.

Прежде чем рассказывать обо всех этих предметах, хочется напомнить о том, чем являлся металл в жизни степных народов, ведь украшения всегда являлись непременным спутником человека с самого раннего периода развития человеческой эволюции. В те времена, когда из всех предметов одежды у первобытного человека была только набедренная повязка и шкура животного, чтобы укрыться от холода, люди уже украшали себя, свое тело различными способами. На тело наносились татуировки, на шею надевались ожерелья из подручных материалов – клыков животных, плодов растений, на ноги, руки одевались браслеты. Таким образом, люди пытались выделить себя из социума, привлечь внимание, подчеркнуть свою индивидуальность.

У бурят, как и у всех народов земного шара, первоначальной функцией украшения была магия. Обереги обеспечивали тому, кто их носил, защиту от злых духов, опасностей и негативных влияний. С древнейших языческих времен буряты воспроизводили изображения духов-охранителей – онгонов. Второй функцией украшений являлась декоративная сторона как выражение эстетических потребностей, радостей жизни, самоутверждения, стремления к красоте. Следующая функция – материальная: украшения как знак социального отличия, символ благополучия и кредитоспособности, рациональный способ вложения материальных средств.

Дэнзэ — навершие

Для того чтобы обеспечить себя и своих детей, буряты вкладывали свободные денежные средства в предметы, имеющие непереходящую ценность. Их кочевой образ жизни диктовал потребность в минимальном количестве небольших по размерам, многофункциональных и прочных в использовании предметов быта.

Так как кочевники разводили скот, то он и являлся основной единицей товарно-денежных отношений. Буряты обменивали его на хлеб, ткани, металл или же продавали за деньги в крупных населенных пунктах. На вырученные от продажи деньги заказывались или покупались украшения.

В жизни каждого человека существуют различные ценности, они могут быть либо духовными, либо материальными, либо дополнять друг друга. Материальные ценности условно можно подразделить на: а) ценности, которые со временем утрачивают свое значение. К ним можно отнести одежду или скот как эквивалент благосостояния и другие предметы утилитарного назначения, т.е. те предметы, которые по истечению определенного времени разрушаются и теряют свою ценность; б) ценности, которые со временем не разрушившись, представляют из себя ценное наследие, как в материальном выражении, так и в историко-культурном плане, так как по истечении определенного времени стоимость таких предметов не только увеличивается, но и сами предметы становятся объектами большого спроса. У бурят к таким ценностям относились украшения из металла, в которые вкладывались деньги, ведь они являлись компактными, и их можно было хранить в тайниках или укромных местах.

Набига – височное украшении, XIX в.

Жизнь кочевого народа была полна непредвиденных ситуаций: скот мог пасть от болезней, бескормицы, его могли угнать недруги, жилище могло быть ограблено, уничтожено огнем. Но человек, имеющий украшения из драгоценных металлов и камней и хранивший их вне дома, всегда мог рассчитывать на свое состояние и выйти из критической ситуации, продав или обменяв их на предметы, необходимые ему. В кочевой жизни металл был наиболее практичным материалом для изготовления различных вещей. Отсюда и тот «вкус» к металлическим украшениям, к блестящей фактуре материала, который мы наблюдаем в народном декоративном искусстве бурят.

А теперь представьте себе массовое мероприятие под открытым небом, в степи – участники таких церемоний совершали их верхом. И в таких условиях, да еще при яркой многоцветности одежды, все декоративные детали должны были быть достаточно заметными, впечатлять с ходу и на расстоянии. При полном комплекте украшений серебро сверкало, переливаясь множеством разнообразных пластин и цепочек, металл звенел и играл многозвучием оттенков. Про бурятских женщин говорили: «Сначала раздается звук, а затем появляется женщина».

На выставке в нашем музее вы сможете увидеть набигу (бурят.) – нагрудно-височное украшение, еще такое украшение называли маржана «коралл, мелкий жемчуг» (сиб. Ирк., Якутск — словарь Даля), выполненное из кораллов, кожи, серебряных монет.

Интересными предметами являются металлические жетоны. Некоторые из них изготовлены во Франции в XVIII в. во времена Людовика XVI. Когда царское правительство узнало, что коренные народы Сибири в качестве украшений приспосабливают серебряные монеты, то дало распоряжение о приобретении в Европе металлических жетонов. Закуплено было несколько мешков подобных жетонов и распространено в Сибири в конце XVIII — начале XIX вв. Сейчас эти предметы можно найти в месторасположениях бурятских улусов XIX в.

Редко встречающимися в музейных коллекциях являются каменные матрицы для отливки фигурных металлических пластинок, которые в большом количестве использовались для украшения предметов одежды и конской сбруи.

Каменные матрицы и металлические пластины, отлитые с их помощью

Также на выставке представлены 30 колец-печаток и обычных колечек, изготовленных кузнецами-дарханами. Каждое кольцо имеет свой индивидуальный рисунок, на некоторых выгравированы инициалы владельца. Можно увидеть и юбун/юбуу (бурят.) – налобное украшение девушки «на выданье», браслеты, цепочку с подвешанными ухочисткой, зубочисткой, ключами, колокольцами, дэнзе (бурят.) – навершие остроконечных головных уборов как символ солнца, саажа (бурят.) – накосные украшения, хонхо (бурят.) – нагрудное украшение, и многое-многое другое.

В завершение хочется поздравить всех читателей газеты с наступившим 2022 годом, пожелать всем добра, мира и свершения всех благих намерений. Спасибо нашему скромному меценату, не пожелавшему назвать свое имя, и всем дарителям музейных предметов. Будьте здоровы и счастливы!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

187