Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

14.03.2022 10:21 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 10.03.2022 г.

Творчество как потребность

Автор: Екатерина Грешилова

Интервью с ольхонской мастерицей Светланой Коблевой

На новый год подруга мне подарила елочную игрушку, необычную, из глины. Тяжелая, но очень красивая. И от игрушки этой шла какая-то необыкновенная теплота. А сделала ее наша землячка из Хужира Светлана Коблева.

Поистине богата наша земля творческими людьми. Да и чем заниматься жителям Байкала, когда все запрещено, кроме туризма? Изготовление сувениров, изделий «hand made» является очень перспективным направлением в нашем районе. И радует, что с каждым годом мастеров становится все больше, и все более расширяются направления творчества. Сегодня предлагаю познакомиться с одной из замечательных рукодельниц Ольхона.

– Как ты пришла к тому, чтобы заниматься творчеством? Когда это было?

– Так сложились обстоятельства в моей жизни, что мне пришлось искать заработок на дому, до этого много лет я работала продавцом в продуктовом магазине. Начала пробовать, искать, что я смогу, примерно с 2013 года.

– Какие виды творчества ты рассматривала и пробовала?

– Сначала пробовала вязание, и хотя вяжу с детства, мне этот вид творчества не подошел по некоторым причинам, потом я научилась бисероплетению, потом лепке из полимерной глины. Обучение этому всему я находила тогда в интернете, училась на бесплатных уроках и сама обучалась. Но всё было не то, по разным причинам.

– Что ты в конечном итоге выбрала и почему?

– Как-то случайно увидела в интернете, как девушка слепила бусины из глины и обожгла их в костре, мне стало интересно, я решила и это попробовать. Я взяла немного местной глины, просеяла ее, промыла и слепила небольшую мисочку. Потом думаю, как обжечь? Костер не для меня, за ним надо смотреть все время, обжиг долгий ведь, а я не могу себе позволить надолго из дома отойти. И вот придумала: взяла дюралевый казан, поставила в него мисочку и засыпала ее песком, установила его в печку обычную в бане и затопила ее.

Топила в течение пяти часов примерно, а утром открыла печку, а там кучка песка, и на нем победительно торчит моя мисочка, а казана нет совсем, в пыль сгорел! Вот тогда, наверное, я в глину и влюбилась, и до сих пор эта любовь только крепчает.

Подумалось тогда – надо ж, люди-то, мы, тоже ведь такие: кто-то вроде крепкий, твердый, а через огонь в пепел превращается, а кто-то, как глина, смотришь, вроде мягкий, а сквозь огонь жизни пройдет и крепче станет.

– А ведь и вправду так часто получается, насчет людей ты верно заметила. Расскажи, как стала мастером-керамистом.

– Да я мастером-то себя не назову – еще много, что знать нужно, практиковаться. В керамике-то много всего: всяких разных техник исполнения, всяких разных материалов, есть глины разные, какая на декор хорошо идет, какая – на посуду, какая для скульптурных работ хороша, да и глазури всякие разные, всё попробовать – жизни не хватит. Научить кого-нибудь тому, что сама умею, могу, но там дальше еще много интересного. Это начинаешь понимать, когда работаешь.

Первую печь я купила в Иркутске, она была маленькая совсем – туда только две кружки входили на обжиг, ведь печь была стоматологическая. Но она проработала у меня без нареканий пять лет, в последний год я ее вообще почти каждый день гоняла, потом она устала, видимо, и сломалась. Я решила взять большую печку, в ней можно объемные вещи обжигать и включать ее намного реже. Мне немного друзья помогли, и оставшуюся сумму я оформляла в кредит, это было в начале пандемии. И я решила сэкономить и купила не заводскую печь, и вот она-то мне сейчас не дает работать в полную силу, на днях опять сломалась, надеюсь местные наши мужчины помогут отремонтировать, если нет, то пока придется отложить керамику до лучших времен.

– Какие изделия ты делаешь? Есть ли ньюансы (разница) в изготовлении того или иного изделия? Какие вещи тебе больше всего нравиться делать?

– Работы у меня разные. Когда начинаешь работать с глиной, приходишь к пониманию, что с нее все, что угодно, сделать можно, и это радует. Я работаю в керамике 8 лет, и еще не всё попробовала, еще многое хочется сделать, много идей в голове, и мечтается, чтобы времени было больше. Я начинала с декоративных всяких штучек: панно, фигурки, делала уличные адреса для друзей, елочные игрушки, посуду. Конечно нюансы есть, для разных изделий – разная температура обжига, например, посуду желательно обжигать не меньше, чем на 1150-1200 градусов, декор можно чуть пониже, вообще зависит от глины и от глазури, на какую они температуру заявлены.

– Тебе нравится то, чем ты занимаешься?

– Очень нравится, это не только заработок, это отдушина моя – если какое-то время не получается поработать, то прямо настроение портится, хочется срочно что-то лепить, изобретать.

– Как ты продвигаешь свою продукцию?

– А я не продвигаю, просто леплю, обжигаю, что понравится мне, я людям показываю в интернете, кому нравится – берут, и в сувенирные магазины сдаю, даже в наш музей отдавала, Юлия Мушинская с сотрудницами помогли с продажами, спасибо им.

– Какие планы ты ставишь перед собой?

– Планы по керамике не ставлю, это всё-таки больше любимое хобби, наверное, чем работа. Планы в основном в жизни только.

– Какие инструменты ты используешь в работе? Дорогие ли они? Где приобретаешь материалы?

– Первое время, знаешь, казалось, что вот надо такой инструмент, да еще вот такой, а еще лучше вот такой, а потом за отсутствием лишних денег и с опытом работы с глиной я поняла, что можно прекрасно обойтись без большинства инструментов, всякие палочки, лопаточки, шило, маленькие ножички – всё идет в ход. Глазури заказываю в Москву и Санкт-Петербург, недавно в Новосибирске нашла магазин для керамистов и туда тоже обращаюсь. Глину в основном беру местную, она сама по себе фактурная, интересная – мне нравится с нею работать, и запах ее детство наше напоминает. На посуду глину, конечно, тоже приходится заказывать, потому что наша, если чистая, то только на декор хороша: таблички адреса на улицу, или панно всякие на стену, или фигурки какие. Если в нее намесить покупную, то она и на посуду пойдет. Но у нас только красная глина, а я еще белую заказываю, как раз на посуду и елочные игрушки. Глина покупная и глазури, конечно, дорого обходятся, да и доставка кусается – бывает, что за заказ меньше заплатишь, чем за доставку.

Люблю делать елочные игрушки, в последнее время увлеклась посудой, вот недавно краски новые для керамики прикупила, попробовала, и, что называется, «понесли калоши Митю» – краски замечательные, рисуешь ими, как в альбоме, я в восторге от них, теперь пробую новую технику росписи. Конечно, будет много ошибок, но я надеюсь, что будет и результат, который порадует не только меня, но и людей, которые приобретут мои работы.

– Участвуешь ли ты как мастер в различных конкурсах?

– В конкурсах не участвовала, а вот ярмарки у нас тут девчата-мастера организовывают – я всегда стараюсь к ним сделать работы и тоже выставиться.

– Как ты относишься к творчеству других мастеров Ольхона?

– Я очень рада, что у нас есть мастера, мне нравятся многие работы, и когда свободные деньги бывают, я стараюсь приобрести их работы или меняемся между собой изделиями. Очень рада, что не стоим, как в болоте, а развиваемся, ведь творчество такое многогранное, такое интересное, это такая радость, когда что-то своими руками сделал, да если еще кому понравится твоя работа, так и вообще счастье!

– Что ты думаешь о перспективах изготовления сувениров местными мастерами?

– Я думаю, что у нас изготовление сувениров именно местными мастерами будет расти, потому что наконец-то люди стали ценить ручную работу, и у нас подрастает столько маленьких мастеров, что скоро здесь Клондайк сувениров, наверное, будет.

– Спасибо за такой интересный рассказ. Творческих успехов и побольше ценителей твоего творчества!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

215