Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

13.03.2023 07:05 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 09.03.2023 г.

Рассказ о тех, кого называют «солью земли» (продолжение, начало в №5)

Автор: Г. П. ХАМАРХАНОВА, с. Шара-Тогот

Лиза Авдеева у плювиографа, 1985 год

О всех тех, простых, порою незаметных, ольхонцах, но именно их жизнь нацию бережёт, на них земля ольхонская держится!

 Людмила Батлаевна Афонькина с внуками Татьяной и Борисом Авдеевыми, 1985 год

Сарма изначально, еще до царских подворных списков в 1824 г., была немалым населённым пунктом. Было переписано 86 деревянных юрт и проживавших в улусе 418 человек (с Зун-Сармы по Хужур-Нугэ). И в течение этих лет с 1824 г. с карты Ольхонского ведомства исчезали населённые пункты. Так в 1827 г. числилось 25 улусов, из них на сегодня нет 10 деревень, в 1889 г. – 76 улусов, на сегодня из них нет 36, всего 46 населённых пунктов исчезло с 1910 г. по сегодня. Как видим, к началу 20 века территория Ольхонского ведомства была густонаселённой, застроенной, обжитой: значит, народу жилось славно. Сарма пережила все исторические катаклизмы. Была настолько устойчива, настолько население не покидало родимые места, что в 1872 году в связи с введением новшеств в управление Ольхонской Степной Думы было создано Сарминское родовое управление (с 1-Чернорудским и Хенхендурским – заминскими, онгурёнскими жителями – родами) наряду с Еланцынским, Семисосненским и 2-6 Чернорудскими родовыми управлениями. Позднее, в 1890 году образованы 2 управы: Еланцынская и Кутульская, в которую вошли Сарминское, Чернорудское и Семисосненское родовые управления. Эти две управы действовали до революционного переворота 1917 г.

Конечно, сарминских семей, родов за эти 200 лет было достаточно. Но только единицы оставались на этой каменистой, холмистой, местами низинной земле. Кто с гордостью может сказать, что сохранил преданность отчизне, не покидал отчую малую родину, берег её. Среди них род ехэ шоно подрод эсэгэ ёрхон ундертэн – Афонькины, наследница – Елизавета Даниловна Авдеева. Сегодня это сильная, крепкая, обаятельная женщина. А когда-то совсем юной девушкой в 1976 г. уехала за Урал и поступила в Свердловскую метеорологическую школу, где получила образование по специальности «метеоролог-наблюдатель». Параллельно прошла курсы радистов. На стажировку направили в Алданский район Якутии, в тайгу, где только одно строение – метеостанция. На севере зима начинается осенью, уже к концу октября снег по пояс. А надо съёмки проводить в окружности 5 километров. И только на широких охотничьих лыжах можно было исполнить должностные обязанности метеоролога-наблюдателя. Выматывалась донельзя.

Но сарминские упрямство и терпение спасали. Тянуло домой… В 1978 году вернулась в Сарму. Сразу и с радостью приняли её на работу в Сарминскую метеостанцию: специалисты и к тому же свои очень нужны. Через 18 лет уволилась ради обучения сына Дмитрия Петрушкина (в деревне нет школы) и на девять месяцев каждого из десяти лет Елизавета выезжала в с. Еланцы. Наверное, выматывалась не меньше, чем на Крайнем Севере. Но совершенно не замечала: ведь это жизнь, посвящённая детям! И даже сумела в эти трудные девяностые и начало двухтысячных годов открыть маленькое летнее кафе-магазин. Так как одна из главных составляющих черт её характера – трудолюбие. «Дорогу осилит идущий!» Стала планомерно увеличивать поголовье КРС: ведь предки были успешными скотоводами. Потому круглогодично в доме мясо, молоко, сливки, сметана, масло, творог себе, родным и иногда на продажу. Но, несмотря на то, что домашний скот требует ежедневного присмотра, она всё бросает ради внуков, когда невестки выезжают на сессию. Сейчас учится Зинаида, воспитатель детского сада «Сказка», жена племянника Баира Абидуева (Светлана, его мать, сестра Елизаветы, трагически погибла). С тех пор Елизавета Даниловна опекала с 5 лет Баира, а теперь помогает, присматривает за внуками, пока невестка заочно учится в университете, повышая своё образование по специальности педагог-психолог. Раньше оставалась также с внуками дочери. Потому, наверное, и зовут её все внуки «бабулей любимой, бабулечкой»!

Кафе сегодня не работает. Но даже камень на месте обрастает мхом! Никуда не переезжала, подворье свое множила. Теперь в ограде не один дом стоит! В малые гостевые домики приезжают друзья-горожане на отдых к Байкалу, на рыбалку. И с раннего утра до позднего вечера, ежедневно, Елизавета Даниловна вся в хлопотах. Без сомнения, всё свершалось вместе с супругом Геннадием Васильевичем Петрушкиным, уроженцем улуса Огул. Встреча этих двух, в прошлом бывших уже в браке, но ещё достаточно молодых людей, по-видимому, была предрешена ещё в 1934 году. Тогда, в далёкие тридцатые, был направлен партией Баднаев Роман Баднаевич, уроженец улуса Тонта, будущий родной дед Геннадия, на руководство первой сельскохозяйственной артелью в Зун-Сарме, где жил многочисленный род ундэр ёрхотон. Но весной 1934 г. из-за исключительно тёплой снежной зимы началось раннее таяние снегов, следом ледников, слежавшихся годами на гольцах Байкальского хребта. Наводнение было чрезвычайным! По сохранившимся воспоминаниям вода шла, похожая на штормовую байкальскую волну. В воде плавали погибшие зверьки; почему-то особенно много было змей. Роман Баднаевич организовывал спасение артельного стада, особенно молодняка, отгоняя в горы. Удалось вывезти всех людей. Рыбацкие плоскодонки, телеги, кони, тягловые быки – всё пригодилось для немедленного вывоза людей из улуса (среди испуганных, плачущих детей была и Мила Афонькина). Хлипкие строения снесло водой, жилые дома стояли в воде по окна и выше. Так не стало улуса Зун-Сарма… Людей переселили в нынешнюю Сарму, артель объединили с соседней артелью. Передав все дела, Р. Б. Баднаев вернулся домой. А через 52 года приехал в Сарму его внук Геннадий, сын дочери Агании Романовны Петрушкиной, на должность лесничего Сарминского лесничества Гослесхоза по Ольхонскому району. Елизавета Даниловна и Геннадий Васильевич уже 36 лет вместе. Сын Дмитрий служит в ГИМСе, государственный инспектор по маломерным судам. Два высших образования: экономист (сельхозинститут, экономфак) и юрист (госуниверситет, юрфак).

Старший Елизаветы Даниловны сын Борис работает комендантом в Иркутском госуниверситете. Всё свободное время отдаёт любимому делу – строительству и плотничеству; вместе с троюродными братьями Афонькиными с удовольствием подрабатывает.

Трудолюбие, самоотдачу – главную черту характера матери – унаследовала и дочь Татьяна Дудеева. Удивительно целеустремлённый, прекрасный человек. Как любовно о ней отзывается её супруг Александр Дудеев: «Трудолюбивая, самая красивая и самая талантливая женщина на свете. Хранительница домашнего очага». Александр Михайлович и Татьяна Фёдоровна – многодетные родители, пятеро славных детей подрастает в семье. А Татьяна по-прежнему стройна, легка и очаровательна. Заведующая художественной частью межпоселенческого (районного) культурно-досугового центра «Ольхон». Художественный руководитель трёх творческих, любимых поклонниками, коллективов: народного фольклорного «Далайн долгин», хореографического «Жаргал», фольклорного «Наран». Во всех населённых пунктах района знают её: заслушиваются исполнением песен, любуются её сольными танцевальными номерами или с удовольствием приходят на театрализованные представления её коллективов. «Любовь к профессии, стремление зажечь сердца зрителей, дать людям радость и создать праздник, открывая двери в мир прекрасного» – таково творческое кредо Татьяны Фёдоровны. Такой была её родная тодэй, мать отца, в честь которой новорождённую девочку тоже назвали Татьяной. Отца она лишилась в трёхлетнем возрасте и долгие годы жила в семье деда.

Бабушка Татьяна Фадеевна Авдеева, по словам внучки, была очень интересным человеком. С упоением и искусно играла на гармони. Вместе с сестрой Ульяной Фадеевной (знаменитая сарминская невестка, оставившая бессмертный подарок ольхонцам – фольклорный сборник «Ойхон ундэр дайдамнай») устраивали-«зажигали» в клубе деревни Маньково Боханского района в предвоенные годы такие вечорки, что Татьяну Фадеевну никак не соглашались отпустить к сестре в Ольхонский район. Так что она бегом ушла до самой Сармы. Здесь она готова была остаться, но с работой было трудно. И настойчиво звали обратно. Татьяна Фадеевна вернулась домой. По приезду родила сына Фёдора, который любил бывать в летние каникулы у тёти Ульяны; его всё тянуло в Сарму. В очередной приезд встретился с Лизой Харнутовой, женился, бог одарил их детьми-погодками: дочкой и сыном. В Татьяне Фёдоровне всё от сарминских кровей. Может, и потому так сильна, порывиста и притягательна, как воительница, начальница ветров Сарма.

Но и тодэй её Людмила Батлаевна Афонькина – личность неординарная, как и все сарминцы. Маленькая, даже хрупкая, она отличалась звучным, громким, ясным голосом. С детства была избалована, «каталась, как сыр в масле» – так Людмила Батлаевна Афонькина говорила о себе. Была единственным ребёнком в семье Батлая Афонькина, 1888 года рождения, и Бубэй Бумбошкиной, 1891 года рождения, уроженки улуса Шара-Тогот. Родственники с обеих сторон – люди зажиточные. Бубэй Бумбошкина из древнего рода галзут, эсэгэ нохой семей Оглобиных, Хальхаевых, Борсоевых, Бильтриковых, Сумановых, Бурлаевых, Болхоновых. Род отца Батлая – это Намоловы, Хуригановы, Буиновы, Намшеевы – известные в советское время партийные и государственные деятели Ольхонского района, Усть-Ордынского бурятского округа и других районов Иркутской области.

Все уроженцы Зун-Сарма зимовали в улусе, на лето выезжали в Дыбей (летник) со скотом, давая хорошо подняться луговым травам. Решение партии об организации сельскохозяйственной артели приняли единогласно, построили общий скотный двор и согнали туда одинаковое количество скотины от каждого двора. Они и раньше сообща выкашивали утуги, выпасали общее стадо: не водились в роду ни ссоры, ни распри. Жили по заповеди предков: «Эбдэй одуунда шоно орохой и эбтэй нугада хоб орохой» («В дружный табун волк не войдёт, и в дружное село сплетня не войдёт»).

Батлаю Афонькину поручили быть скотником: он был известен как серьёзный, ответственный и добрый человек. С началом Великой Отечественной войны его назначили бригадиром рыболовецкой артели. У старшего брата Бадгара Афонькина (дед Анатолия Ивановича Афонькина) было шестеро детей. У среднего брата Ользона Афонькина был единственный ребёнок – сын Роман, которого с началом вторжения гитлеровских войск на территорию СССР призвали сразу в армию. Горько сожалеют родные о Романе – «пропал вез вести…» Где-то под Москвой. Елизавета Даниловна обращалась в военкомат, просила найти могилку. Ответ один: «нет вестей, не найден…»

Ни сыночка, ни дочки ты не оставил на этой земле.

Хотя б посидеть на могилке твоей,

Рассказать, как на малой отчизне без тебя мы живём,

Что ты не забыт – имя твоё на обелиске гранитном, в улусе родном!..

Настолько трое братьев Афонькиных были близки, что старший передал в дети шестимесячного Матвея брату Батлаю (единственной дочери Батлая Людмиле было 14 лет) и новорождённую Хатунай брату Ользону. Матвей выехал по завершении 7 классов в Усть-Орду, где в ПТУ получил специальность механизатора широкого профиля, женился. Дочь Надежда Матвеевна Афонькина по завершении сельхозинститута по специальности агроном получила направление в село Харазаргай, где вскоре вышла замуж за главного инженера совхоза А.К. Кондратьева. Он много лет возглавлял Кулункунский сельсовет Эхирит-Булагатского района как председатель, потом как глава сельского поселения. В Сарме бывают по необходимости. А Людмила вышла замуж за сарминца Харнутова Данила Хахархаевича, человека исключительно уравновешенного, рассудительного, доброго (по словам дочери Лизы). Но беспокойный характер, неусидчивость жены стали причиной развода. Так и жила Людмила Батлаевна дальше одна. Хотелось, видимо, женского счастья, потому чаще пела песни и частушки о любви:

«Троица, троица…

Скоро лес покроется,

Скоро милый мой придёт,

Сердце успокоится».

Пела она одухотворённо: сопереживала стихотворному содержанию песни, а музыка помогала передать глубину страданий и радости. Как говорит Елизавета Даниловна, внучка Татьяна унаследовала песенный дар бабушки Милы. Людмила Батлаевна обладала прекрасной памятью. У дочерей Лизы и Шуры также отменная память. Александра долгие годы жила в Сарме, но ради образования детей (пятеро сыновей, дочерей) переехала на постоянное жительство в с. Еланцы.

Летом собираются все, и Елизавета Даниловна делится сокровенным, глубоко дорогим: «Живём и радуемся нашей деревне, как она растёт, строится и хорошеет. Радуемся Байкалу и от всей глубины души благодарны ему: ведь мы все выросли на байкальской маломорской рыбе. Насколько мы – скотоводы, настолько мы – рыбаки! Добычей рыбы занимались издревле. Но доля рыбака оказалась тяжёлой в годы Великой Отечественной войны. Наши родители, деды и бабушки – все работали в рыболовецких бригадах. Особенно трудно было женщинам: и дома надо, и долг свой перед Родиной исполнить «Всё – для фронта!».

Действительно, женщины России – удивительные: ласковые и мягкие, жёсткие и требовательные, бесконечно терпеливые и бесстрашные. Сколько раз приходилось женщине брать на себя груз безграничной ответственности в годы гражданской войны, в репрессию, в годину Великой Отечественной войны, в часы и минуты чрезвычайных ситуаций в мирное время. Верно, что женщина России «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт» и грудью прикроет родное дитя! Чувство ответственности для сибирячек, для ольхонских женщин – генетическая черта характера от древних, прямых предков бурятского народа дунху-сяньби: «Женщина пользовалась уважением; девушки выходили замуж по любви. Все дела, кроме военных, решались женщинами». Но и для мужчин, которых они любили, «был характерен жертвенный патриотизм»; «они грудью встречали вражеский удар и поражали противника бесстрашием, разбивая его наголову» (по Л. Гумилёву).

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

338