Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

11.04.2024 14:41 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 11.04.2024 г.

Размышления на тему о врачах и не только

Автор: Евгения Константиновна Рыкова, с. Еланцы

Евгения Константиновна с супругом Василием Михайловичем

Недавно в интернете была запущена очередная байка недовольных всем и вся. Поразмышляли? Вот интересно, сколько бы нас осталось в живых после пандемии коронавируса? Одна треть, а, может быть, и меньше. Много врачей умерли на своих постах, многие утратили часть своего здоровья. И не только врачи – мы тоже участники всего произошедшего, до сих пор восстанавливающиеся от последствий перенесенной болезни. Спасибо всем медикам и сопричастным к медицине людям за их самоотверженный труд.

Хочу поделиться и рассказать о том, как в нашем районе развивалась медицина, да и весь район. Преображения огромные: новые школы, детсады, поликлиника, больница, дороги, электричество. Но я о том, что мне ближе, о медицине.

Приехала я в район в 1959 году после окончания Кисловодского медучилища, мне не было еще 19 лет. Как самую младшую из всех приехавших в район медиков меня направили в Тырган. Фельдшерский пункт был переоборудован из жилого дома. Бедненько, но необходимое для работы было. Даже гинекологическое кресло! По тем временам это было даже роскошью. Участок был большой. Пешком обслуживала деревни Тырган, Петрово, Попово, Нарин-Кунту. На участке были две начальные школы – в Петрово и Нарин-Кунте. В Попово находился участок Сосновской геологической экспедиции.

Работы было много! Вызовы, прием, процедуры, прививки, санпросветработа, получение в аптеке лекарств и их реализация и много других хлопот и забот. О личной жизни писать не буду, у каждого свое, личное. А о медицине продолжу. Вышла замуж, перевели работать в ЦРБ акушеркой. Нас было две акушерки, работали через день. Если ночью случались срочные роды, за нами отправляли пешком санитарок, и в их сопровождении мы шли в больницу. Бывало, слышали волчий вой. Электричество было не всегда, ночью в стационаре пользовались керосиновыми лампами. Дисциплина была, что надо, на уровне. Утром делегацией в составе из главврача, старшей медсестры, дежурных медсестер, санитарок, завхоза, заведующего медскладом два раза в неделю проводился обход. Проверяли санитарное состояние белья, тумбочек, пыль на окнах, двери, полы, записывали замечания, просьбы больных. Обходы же лечащих врачей были ежедневной нормой. Больница была старенькая, но наполненная человеческим теплом, хорошим отношением к больным и уважительным – к медперсоналу. Жалоб на грубость не было. Сколько добрых слов было написано в Книгу жалоб и предложений. С благодарностью вспоминаю всех коллег, с кем работала.

А теперь о поликлинике, ведь нам приходилось работать и в ней, и в больнице, и обслуживать вызовы. Какая у нас была поликлиника! Старое ветхое здание (на этом месте сейчас находится аптека) с печным отоплением и водой в бочках. Утром придешь на работу – вода покрыта корочкой льда. Руки мерзнут, а санитарки топят печки. Раздевать больного, чтобы осмотреть, было проблематично.

Шприцы были многократного пользования. Их мыли после работы, складывали в эмалированные стерилизаторы, утром заливали водой и кипятили. Такими же были системы для внутривенных инъекций. За ними нужен был глаз да глаз, чтобы не допустить попадания воздуха в трубку сложного стеклянно-резинового сооружения. Теперь красота – поставил систему и продолжай чем-то еще заниматься, а умный аппарат сам сработает. И шприцы – сделал укол и утилизировал.

Посмотрим на поликлинику и больницу в настоящее время. Просто небо и земля. Душа радуется от настоящего комфорта (есть, с чем сравнить, не правда ли?). Тепло, уютно что в больнице, что в поликлинике. Стали ли люди меньше болеть с тех незапамятных времен? Нет, пожалуй. Изменилось и отношение врача к больному. Времени на качественный осмотр у них стало меньше. Много бумажек, отчетов, кушетки заняты карточками и бумагами. Больного часто не кладут на кушетку для осмотра. Больше стали доверять анализам и аппаратуре – ЭКГ, УЗИ, КТ, рентгену и т. д. Меньше стало душевного тепла, внимания и просто общения. Ведь лечат не только лекарства, но и доброе слово. Важно, чтобы доктор внимательно и сердечно выслушал жалобы больного пациента, принял их во внимание, не осуждал при этом его самого, его образ жизни. Только тогда возникает доверие к врачу, которое необходимо для лечения, поэтому так важно отношение.

С теплотой вспоминаю врача Надежду Васильевну Девятину (Ларионову). Скольким детям она спасла жизни. Во главу угла была поставлена прививочная работа. Детям с момента рождения, не спрашивая согласия родителей, делали прививки от туберкулеза. В нашем районе процветал этот контактно-бытовой недуг. Благодаря прививкам не стало оспы, холеры, кори, дифтерии, столбняка, полиомиелита и других опасных инфекций. К большому сожалению сейчас мамы все чаще отказываются от прививок детям, вот вам и вспышки давно забытых инфекций, например, кори. Да и нас, взрослых, спасают прививки от частых инфекций гриппа, от ковида, пневмонии, а подрастающее поколение еще и от вируса папилломы.

Достижения медицины радуют, но бывают и ошибки, на которые закрывать глаза мы не имеем права. У нас как: сначала оптимизируем, все закрываем, а потом подумаем и открываем, восстанавливаем. Убрали ФАПы на о. Ольхон как нерентабельные. В Хужирской больнице сократили штат, оставили 5 коек для дневного пребывания больных. Получил лечение – иди домой. Хорошо хоть эти 5 коек оставили, спасибо. Но каково людям, нуждающимся во врачебной помощи, добираться по бездорожью на материк в райцентр! Спасибо высокообразованному фельдшеру Людмиле Андреевне Найлюк, безотказно обслуживающей все вызовы. Люди ей благодарны.

Также ликвидировали бактериологическую службу, которая занималась ранним выявлением инфицированных больных и бактерионосителей. СЭС делала заборы воды, проверяла ее на обсемененность бактериями и пригодность к употреблению. Взрослых, работающих в пищеблоках или в контакте с детьми, обследовали на местах, выезжали на участок для забора анализов. Я сама ездила в Онгурен, Бугульдейку, Тонты брать у детей анализы на гельминтозы. Теперь людям приходится ездить в Баяндай, а то и в Усть-Орду, чтобы сдать анализы, пройти медосмотр. Хотелось бы, чтобы утраченное восстановили. Конечно, не нужно забывать, в какое неспокойное время живем, у всей страны хватает сейчас забот-хлопот, и на медиков тоже нагрузки предостаточно. Сейчас многие из врачей, особенно хирурги, находятся в горячих точках, лечат наших раненых ребят. Одни мысли в голове: как там наши ребята воюют на линии соприкосновения, защищают нас, меня, вас. Ценой собственной жизни дают нам право называть себя народом, единым народом великой России. Живи страна! Помогай нам Бог. Призываю некого не осуждать, ведь не суди – и не судим будешь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

55