Меню
12+

«Байкальские зори», СМИ сетевое издание

23.12.2021 11:34 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 23.12.2021 г.

Село Еланцы: от каменного века до современности

Автор: Станислав ГРЕШИЛОВ

Карта БМАССР, 1930 год

Продолжение. Опубликовано в №№ 5, 10, 13, 20, 46 2021-го года.

1937 год - год перемен

1937 год явился переломным годом не только в истории Ольхонского района, он стал переломным в истории национальной государственности всех бурят. 23 апреля 1937 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О непосредственном подчинении ЦК ВКП(б) парторганизаций автономных республик, входящих в РСФСР». В числе таких организаций была и Бурят-Монгольская, входившая до этого в парторганизацию Восточно-Сибирского края. С 1 июля она уже перешла в непосредственное подчинение ЦК ВКП(б).

11 августа 1937 года Чрезвычайный VII съезд Советов Бурят-Монгольской АССР утвердил Конституцию, разработанную на основе и в полном соответствии с принятыми новыми Конституциями СССР и РСФСР. С докладом «О проекте Конституции Бурят-Монгольской АССР» на Съезде выступил председатель Конституционной комиссии М.Н. Ербанов.

Статья 15 принятой Конституции БМАССР 1937 г. гласила, что «территория Бурят-Монгольской АССР не может быть изменена без согласия Бурят-Монгольской АССР», однако данная статья была нарушена. Реализация плана была подготовлена семилетним пребыванием БМАССР в составе Восточно-Сибирского края, в результате которого существенно расширились и развились ее экономические связи с Иркутской губернией и Забайкальской областью.

21 сентября 1937 года был арестован первый секретарь ОК (областной комитет) ВКП(б) М.Н. Ербанов, фактически было ликвидировано и все руководство республики.

25 сентября 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б), рассмотрев вопрос «О разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области», постановило: «Утвердить проект постановления ЦИК СССР». В проекте говорилось: «а) Разделить Восточно-Сибирскую область на Иркутскую область с центром в г. Иркутске и Читинскую область с центром в г. Чите; е) Присоединить к Иркутской области Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский и Ольхонский аймаки Бурят-Монгольской АССР; ж) образовать в составе Иркутской области Усть-Ордынский Бурят-Монгольский округ с центром в селении Усть-Орда…». На этом же заседании был решен вопрос о кадрах. 26 сентября постановление о разделении было подписано М.И. Калининым.

Постановление ЦИК СССР от 26 сентября 1937 года было принято после утверждения проекта Политбюро ЦК ВКП(б) без участия органов власти республики (в тот момент все руководство БМАССР было репрессировано).

Ольхонский аймак остался за пределами национального округа. Он передавался Иркутской области напрямую, став, таким образом, своеобразной границей, «буфером» между бурятскими округом и республикой. Жители Бурят-Монгольской АССР узнали обо всех этих изменениях из газетных публикаций. Оргкомитет по Усть-Ордынскому Бурят-Монгольскому национальному округу в 1938-39 годах неоднократно ставил вопрос о присоединении к округу Ольхонского аймака. И даже 22.04.1940 г. на заседании Иркутского облисполкома рассматривался вопрос «О присоединении Ольхонского аймака к Усть-Ордынскому Бурят-Монгольскому округу».

Решение центра о разделении территории республики на три административные единицы можно в какой-то мере объяснить стремлением создать территориально целостные и экономически устойчивые единицы. Бурятские аймаки, присоединенные к Иркутской и Читинской областям, с географической точки зрения были отдалены от основной территории БМАССР. К тому же, присоединение бурятских аймаков с их сельскохозяйственным и животноводческим потенциалом было крайне важно для экономики Иркутской и Читинской областей.

Ущемление прав АССР было в целях установления единовластного правления центром (Москвой), с которым многие были не согласны. Чтобы исполнить планы центра, заработала машина репрессий, целью которой были уничтожение противников и их сторонников, устрашение населения, а также заодно перекладывание ответственности за неудачи в политике на «врагов народа» и использование бесплатного труда заключенных на строительстве производственных объектов в период начала индустриализации страны.

Машина репрессий

Машина репрессий завелась ещё с 1929 года – партия коммунистов неоднократно проводила чистку своих рядов. Так вопрос об итогах чистки парторганизаций рассматривался на бюро БМ ОК ВКП(б) 20.08.29 г. Тогда было признано целесообразным организовать выездные тройки под руководством членов Областной контрольной комиссии для рассмотрения апелляционных заявлений, окончить работу по чистке и проверке парторганизаций надо было к 03.09.29 г. Доклад тройки по Эхирит-Булагатской парторганизации (куда в то время входил и Ольхонский аймак) по итогам чистки рассматривался 26.05.1930 г. Речь шла о так называемых «искривлениях классовой линии», выразившихся в чрезмерной борьбе со «злостным сокращением скота», в результате которой многие были наказаны. В Ольхонской аймачной парторганизации проверка партдокументов проводилась в августе 1935 года. Закрытое партийное собрание рассмотрело вопрос «Итоги предварительной проверки партдокументов», еще раз вернулись к этому вопросу 27.11.1935 г.

В начале 1937 года ощущалась нервозность, подозрительность. Так 22 апреля 1937 г. на 12 пленуме айкома ВКП(б) рассматривался вопрос «О перестройке работы Советов». Большинство выступавших критиковали друг друга. Подвергались критике председатели колхозов, булсоветов и др. Так выполнялись указания и требования о развертывании критики, бичевании недостатков, о поисках врагов народа. Пример показывали верхние эшелоны власти. К этому времени в БМАССР было инспирировано дело о так называемой контрреволюционной шпионской панмонгольской организации, ставившей целью создание «великого монгольского государства» под эгидой Японии. По этому делу были репрессированы, а позднее расстреляны многие видные представители бурятской интеллигенции, в том числе и И. Дампилон, не раз приезжавший на Ольхон. Наш земляк О.П. Бураев, работавший в Наркомземе БМАССР, а до ареста работавший председателем Аларского айкомисполкома, расстрелян 8 марта 1938 г. Его славное имя восстановлено 28 июня 1957 года, он был реабилитирован. В год 70-летия октябрьской революции, в 1987 году, решением исполкома Еланцынского сельского Совета улица Школьная в с. Еланцы была переименована в улицу Бураева. В 2020 году была открыта памятная доска О.П. Бураеву на здании Комплексного центра социального обслуживания населения.

3 сентября 1937 года М.Н. Ербанова (первый секретарь Бурят-Монгольского областного комитета ВКП Бурят-Монгольской республики) вызвали в Москву. 7 сентября в газете «Правда» вышла редакционная статья «Покаянные речи и антисоветские дела» с обвинением против Ербанова. 18 сентября там же появилась вторая статья «Дипломатические увертки не помогут», в которой предъявлялись обвинения бюро обкома ВКП(б) БМАССР в затягивании обсуждения статьи от 07.09.1937 г. и беспринципности в отношении «врагов народа». 20 и 21 сентября судьба М. Ербанова была предрешена принятым решением бюро ОК ВКП(б) и Политбюро ЦК ВКП(б).

26 сентября в Ольхонском районе на заседании айкома ВКП(б) также рассматривался вопрос «О решении бюро ОК ВКП(б)» и было принято постановление: «Считать решение бюро ОК ВКП(б) совершенно правильным. Во всех парт организациях обсудить статью в газете «Правда» «Дипломатические увертки не помогут», созвать 27.09. совещание парт актива по данному вопросу». И такое совещание состоялось. В районе прошло совещание партактива с осуждением врагов народа, звучала критика в адрес уехавшего Хандранова, а попутно и в адрес своих «местных кулаков, вредителей» и шла речь просто «о безобразиях». Один из выступавших говорил: «Я сегодня должен сказать, что не связан с О.П. Бураевым, материалы О.П. Бураева не печатал, в то время, когда он посетил мою квартиру, меня дома не было, был в отпуске, даже не знаю, когда он был в квартире».

Диссонансом в хорошем смысле прозвучало выступление заместителя секретаря айкама ВКП(б) Убугунова Ермака Хандархаевича (Еремей Николаевич): «Говоря о разоблачениях, нужно подойти к каждому коммунисту, узнать, в чем дело. Дело не в том, чтобы угробить человека. Создать дело на человека недолго». Как он был прав! Уже через полтора месяца 18.10.1937 г. на заседании АК ВКП(б) он был исключен из партии как давший рекомендацию врагу народа осужденному И.Д. Хандархаеву, и.о. заведующего районо, который, якобы, «не обеспечил подготовку школы к учебному году, подвез сырые дрова». Тогда же была исключена и М.М. Миронова, жена врага народа И.Д. Хандархаева, которая «хорошо знала о вредительских и враждебных действиях своего мужа».

Первое заседание бюро айкома ВКП(б) после известных перемен состоялось 6 октября 1937 г. На нем присутствовал представитель БУР ЦИК Давыдов. Не обошлось и без исключений из партий – были исключены Н.А. Олоев, Н.В. Соболев, В.П. Петров. Одним из пунктов повестки стоял вопрос «О выезде Платонова и Болдохонова в Иркутск по вызову обкома ВКП(б)». В район они уже не вернулись. Их перевели в Эхирит-Булагатский район, в декабре оба были арестованы, в мае 1938 года приговорены к высшей мере наказания.

Начавшиеся в 1937 году аресты продолжились в 1938, который стал для ольхонцев основным годом массовых репрессий. Аресты и расстрелы производились над целыми группами людей, не имевших никакого отношения к политике, к тому же малограмотных, обвиняемых поголовно в причастности к «панмонгольской организации». Поражает скорость, с какой приводились приговоры в исполнение. Например, целая группа арестованных осуждены тройкой УНКВД по Иркутской области 25.02.1938 года и уже 27.02.1938 года расстреляны. Машина репрессий не вернула домой почти триста ольхонцев, они были признаны «агентами японской разведки и панмонголистами».

За годы репрессий с 1926 года из 215 тысяч бурятского населения БМАССР репрессировано и расстреляно более 25 тысяч человек. Уничтожалось в основном образованное, трудолюбивое население. Нельзя сказать, что репрессии проводились только по национальному признаку, во многих русских селах и деревнях осиротели семьи в то время крепких хозяйств. Особо ужасно, что забирали всех мужчин в семье – хозяина отца и его сыновей по два, три, четыре человека.

В истории о репрессиях говорится об «обратном потоке 1939 года», но он составляет малый процент возвращений репрессированных, арестованные в 1937-38 годах не вернулись, т.к. большинство было расстреляно.

Еланцы продолжает развитие

Здание почты, бывший Дом связи, наши дни

В 1937 году было получено 60 тыс. рублей на строительство Дома связи, сейчас это 2-х этажное здание АО «Почта России» по ул. Советская. Работает радиоузел, установлен радиотелефон для воздушных переговоров с Улан-Удэ, сейчас это дом №8 по ул. Гоголя. Разрастается улица Рабочая, сейчас это ул. 30 лет Победы. Работают магазины Райсоюза. Это магазин «Зеленый», название которому дали на многие годы сами жители из-за покраски здания в зеленый цвет (сейчас это магазин «Белоречье» на ул. Советская). На ул. Базарная (сейчас ул. Кирова и пер. Пионерский) работает маленький магазин «Рыбный», рядом – лавка уцененных товаров (сейчас на этом месте 2-этажный дом №40 ул. Кирова). На той же улице за водоканалом находится магазин «Хлеб» (сейчас это территория между домом №4 пер. Пионерский и зданием д. 2 (административное здание, в котором находится клиентская служба ПФР и редакция газеты «Байкальские зори»). По улице Кирова проходил канал оросительной системы с. Еланцы, созданной еще в царское время. Работает «Заготживсырье» (заготконтора) на ул. Нагорная (Советская). Сейчас на этом месте находится здание «Центра занятости населения», а выше стояли склады. Достраивается сельский клуб и новая школа.

Из воспоминаний Попова Михаила Ефимовича, выпускника Еланцынской школы 1944 года, о директоре школы Якове Даниловиче Шаталове (директор школы с 02.12.1939 г. до августа 1941 года): «Он многое сделал для совершенствования учебно-материальной базы, по формированию педагогического коллектива, в конце 30-х и начале 40-го года. Первая дизельная электростанция не только в школе, но и в районе, первые лампочки Ильича, которые школьники и даже их родители видели впервые. В школе появилась машина ГАЗ (полуторка), единственная в селе. Появился первый заливной каток около школы, освещенный электросветом. Сколько он доставил нам радости. Первый комплект инструментов струнного оркестра. Первое пианино, которое долгие годы было единственным в селе. Пианино сослужило добрую службу подрастающему поколению, да и взрослым…»

В 1938 году встал вопрос о средствах информации и пропаганды трудящимся района. Как своевременно довести решения партии, новости района до деревень, каждого улуса, заимки? И 3 июня 1938 года общее отчетно-выборное партийное собрание Ольхонского района принимает решение: «Просить Иркутский областной комитет ВКП(б) оказать практическую помощь Ольхонскому райкому партии в организации печатной газеты: кадры, финансы, бумага и разрешение издавать её под названием «По заветам Ленина». Данная выписка из решения собрания поступила в Иркутский обком ВКП(б), где решили «утвердить редактором районной газеты «По заветам Ленина» Брызгалова Ивана Петровича». С 27 апреля 1939 года начались организационные вопросы по созданию редакции и типографии газеты. Заместителем редактора работал Удальцов Павел Федорович. 10 мая 1939 года бюро Ольхонского райкома партии рассматривает вопрос о выпуске районной печатной газеты и в начале октября 1939 года выходит первый выпуск районной газеты. Издание своей газеты было событием неординарным в жизни района.

Ольхонский районный военный комиссариат

Первое здание военкомата

Не спокойно становилось в Европе и Азии – в ноябре 1937 года был подписан «Антикоминтерновский пакт». Была создана «ось» агрессивных держав, получивших название «Берлин-Рим-Токио». В то время Япония уже вела полномасштабную войну с Китайской республикой. 12 марта 1938 года немецкие войска оккупировали Австрию. В октябре 1938 года разрывали по кусочкам территорию Чехословакии Германия, Польша, Венгрия. К 1939 году нагнеталась обстановка у границ СССР с Финляндией, Польшей, 11 мая 1939 года начался вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол с Японией.

Согласно историческому формуляру Ольхонский районный военный комиссариат сформирован на основании приказа военного комиссара Иркутской области за №6 от 07.08.1938 года. Формировал Ольхонский РВК назначенный на должность военного комиссара района лейтенант Точилкин Андрей Сергеевич. До августа 1939 года Ольхонский район обслуживал Эхирит-Булагатский аймачный военный комиссариат.

О лейтенанте А.С. Точилкине вспоминал Ханхашкеев Афанасий Лазаревич. Он в 1935 году служил в окружном военном комиссариате в п. Усть-Орда, где военным комиссаром был Андрей Сергеевич. В 1938 году окружной военный комиссариат расформировали, и лейтенант А.С. Точилкин был назначен на должность ВК Ольхонского района с августа 1939 г. «В то время жизнь в комиссариате буквально кипела. В 1939 году учет рядового состава велся в сельсовете, а командного состава – в военном комиссариате. В 1940 году проводили сверки военнообязанных по селам, вели учет лошадей. Военнообязанных возили на сборы (со всех сел собирали) на лошадях до Хогот, затем искали машину. Призывали тогда в армию в 22 полных года, в Мальту на сборы возили по 280 человек».

Первый военкомат 1939 года располагался в простом доме, можно сказать, в типовом доме с сенями, какие строились в начале прошлого столетия. Внутри дом разделялся на 4 кабинета: кабинет начальника финансов и общий отдел, кабинет второго отдела, кабинет заместителя военного комиссара и заведующего секретным делопроизводством, кабинет военного комиссара.

Социалистические соревнования имени 3-й пятилетки

10 по 21 марта 1939 года состоялся XVIII съезд ВКП(б) — очередной высший партийный форум, который проходил в Москве.

В докладе ЦК ВКП(б) был дан анализ международного и внутреннего положения страны, перспектив её развития. Съезд отметил, что социалистический способ производства стал господствующим, что социализм в СССР в основном построен и страна вступила в новую полосу развития — завершения строительства социалистического общества. Была поставлена задача — догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны.

В соревнования вступила вся страна – заводы, шахты, железные дороги, колхозы, трудовые коллективы и др. Областная партийная организация поддерживала творческую инициативу и трудовой подъем трудящихся, всемерно поощряя все новые формы социалистического соревнования и стахановского движения.

В Ольхонском районе к тому времени уже назрел вопрос о большом строительстве. Это строительство ряда дорог, которые должны улучшить транспортную инфраструктуру между населенными пунктами. Как основное строительство обозначили новую дорогу между д. Петрово и д. Куреть (Осиновая гора), которая упрощала передвижение транспорта с райцентра в город Иркутск. В эти же годы началось строительство дороги Баяндай – Еланцы через Косую-Степь. Раньше этой дороги не было, пользовались проселочными дорогами вдоль рек, по берегам которых располагались населенные пункты. Так с Еланцов надо было ехать вдоль р. Анга через Зыкуй, далее д. Куреть, ул. Умбура, Кужертуй, Огул и Баганта и выйти на Качугский тракт через Хогот. Или дорогами через Куреть, улус Турунга (Алагуй) с выходом на улус Загатуй или через местность Ангады с выходом в п. Харгана (старое название Усть-Орды).

Строительство проходило между посевными, сенокосными и уборочными месяцами. Началось в тот же год и продолжилось в 1940 году. На строительство дорог было направлено множество народа, все колхозники отрабатывали определенное количество трудодней в год, валили деревья, стлали настил, строили мосты, рыли водоотводные каналы, на подводах подвозили камни, щебень и песок. Было принято работать по-стахановски. Каждому давали определенный участок или объем работ. Тогда ставили в пример строительство ферганского канала, и эту стройку ольхонцы называли ферганской. Уже 1940 году по этой дороге можно было проехать на коне с телегой, но требовалось увеличить и улучшить настил для прохождения в то время редкого транспорта. В 1941 году эту «ферганскую стройку» продолжили, для завершения этого участка были с колхозов района направлены молодежные, комсомольские бригады. Юноши и девушки с колхозов «Героев Арктики», «Красный пахарь», «Улан-Анга», «Пронькин», «Улан Буин», «Красный партизан», колхозов им. Орджоникидзе, Фрунзе, Жданова, Калинина и др. Весело и дружно кипела работа, все были в предвкушении праздничного открытия новой трассы, обсуждали появившиеся в районе две немые кинопередвижки.

Наступил самый длинный день 1941 года – 22 июня.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

268